Источник информации: Украинская газета "Facty i kommentarii ". 13-Июнь-2001.


АЛЕКСАНДР ДРУЗЬ: "ДО СИХ ПОР ПЕРЕД ИГРОЙ ЗНАТОКИ ПЕРЕОДЕВАЮТСЯ В КАЗЕННЫЕ СМОКИНГИ"

Инна СВЕЧЕНОВСКАЯ специально для "ФАКТОВ" (Санкт-Петербург)

Нынешний год был очень сложным для участников и почитателей телевизионной игры "Что? Где? Когда?" Смерть ее основателя Владимира Ворошилова поставила под вопрос само существование этой передачи, полюбившейся десяткам миллионов телезрителей бывшего Союза. Для разрешения этой дилеммы нынешние организаторы выставили два условия. Игра будет продолжаться, если в финальной игре с телезрителями победит команда знатоков, и если телезрители проголосуют "за". Так оно и случилось.

Сегодня внештатный корреспондент "ФАКТОВ" беседует с одним из ветеранов-знатоков, участником финальной игры Александром Друзем.

 

"Заработанных денег хватает как раз на... книги"

-- С девятнадцатого мая по девятое июня прошла серия игр "Что? Где? Когда?", которая решила судьбу передачи. Скажите, насколько правдивы слухи о том, что ее ведущий -- Борис Крюк?

-- Боря Крюк давно был готов к тому, чтобы перенять бразды правления у Ворошилова. Кто ведет передачу, по-прежнему неизвестно. Конечно, какие-то предположения есть.

-- Чем вы можете объяснить напряженную и нервозную атмосферу во время предпоследней игры. Не показалось ли вам, что манера вести передачу у ведущего временами переходила границы приличия?

-- Манера ведущего вести передачу мне понравилась, она достаточно близка к тому, как это делал Ворошилов, и игроки должны быть готовы к прессингу крупье.

-- Ваша игра всегда не только зеркально отражала время, в котором мы жили, но иногда даже шла немного впереди, точно предсказывая определенные изменения в обществе...

-- То, что игра отражает время, -- это абсолютно верно. Хотя изменения произошли лишь в антураже. А по существу за двадцать пять лет ничего не изменилось. Вопрос -- команда -- минута на коллективное обсуждение. И вот эта минута на обсуждение и есть самое главное в программе. Поскольку на протяжении достаточно долгого времени народ отучали думать, мы в результате оказались там, где оказались. Я считаю, что наша программа адресована в первую очередь молодым людям от 12 до 25 лет.

-- Когда начиналась ваша передача, то в качестве приза игрокам вручали книги, но с 1992 года в интеллектуальном казино стали играть на деньги. Почему так произошло? Можно ли, играя, создать себе неплохой капитал?

-- Игра на деньги появилась потому, что книга перестала быть призом. Ведь сейчас можно купить любую книгу. А создать капитал, играя в "Что? Где? Когда?" невозможно. Москвичам в этом смысле чуть полегче. А мы должны приехать за свой счет, оплатить гостиницу и прочее. Сейчас после всех расходов на поездку то, что остается, делится на шестерых. После уплаты налогов, этой суммы как раз и хватает... на книги.

-- В любом коллективе существуют свои подводные течения. Есть ли они в вашей телевизионной игре?

-- Ну... Помимо того, что видят телезрители, очень много интересного происходит и до игры, и после. Та красота, которую вы видите на экране, в домике в "Нескучном саду" -- это всего лишь маленький оазис в пустыне большой стройки, которая идет уже много лет. До сих пор игроки элитарного клуба переодеваются в казенные смокинги в вагончике, похожем на строительную бытовку, за занавесочкой, по принципу: девочки -- налево, мальчики -- направо. И если игра проходит осенью, то в парадную обувь переобуваешься в последний момент, поскольку стройка не завершена и грязь повсюду...

У Ворошилова была идея сделать там игровой, интеллектуальный, телевизионный, культурный центр. Но поскольку игра проходит на территории заповедника "Нескучного сада" и строить там нельзя, строили вглубь, то есть окопались на два этажа. Получился эдакий бункер, в котором предполагалось все красиво разместить. Закончили работы к 1998 году -- как раз к дефолту. Поэтому теперь пусто там, где думали будет красиво и хорошо.

 

"Когда Ворошилов видел в человеке достоинство, начинал разговаривать с ним на равных"

-- Ворошилов был гениальным режиссером. Он был авторитарной личностью?

-- Ворошилов не терпел непрофессионалов, дилетантов, выдававших себя за новаторов. Поскольку сам был профессионалом, требовал того же от других. Тем не менее, когда он кричал на тебя матом, а ты сознавал свою правоту, то мог ему ответить тем же. И через двадцать минут отношения нормализовывались. Когда же он видел в человеке достоинство, начинал разговаривать с ним на равных.

-- Накануне его смерти у вас не было каких-либо предчувствий?

-- Каких-то гнетущих предчувствий не было. Я достаточно редко ему звонил, только если действительно возникала какая-то проблема. А тут, где-то, как потом выяснилось, за час до смерти, мне почему-то захотелось ему позвонить. Дело в общем-то терпело, его можно было обсудить и через неделю. Но мне захотелось позвонить именно в этот день. Может быть, это и было предчувствие. Я еще тогда жене сказал: "Позвоню Ворошилову". Она удивилась и спросила: "Зачем?". Кроме того, что мне хочется, я ничего ей ответить не смог. Мы разговаривали по поводу кубка губернатора Санкт-Петербурга. Это большое мероприятие, турнир, который проходит каждый год на протяжении десяти лет под эгидой международной ассоциации клуба "Что? Где? Когда?". Я спросил его о приезде в Петербург, на что он ответил: "Посмотрим, откорректируем все договора". Напоследок задал вопрос о самочувствии и услышал: "Чувствую себя хорошо. Бодр и весел". А спустя два часа мне позвонил капитан моей старой команды Витя Сиднев и спросил: "Ты когда разговаривал с Ворошиловым?". Я ответил: "Два часа назад". На мое недоумение он ответил, дескать, его жене позвонила сотрудница и сообщила, будто по радио передали, что Ворошилов умер. Я обругал сильно врущих журналистов: ведь разговаривал с ним, он бодр и весел. А еще через час позвонил Козлов и сказал, что Ворошилов умер. И это уже была правда.

-- Каким вы видите будущее программы?

-- Все зависит от того, сумеет ли творческая группа без Ворошилова поддерживать программу на заданном им высоком уровне. Если да, то программа будет жить долго. Я надеюсь, что так и будет.

 

"Жена не хотела, чтобы Инна принимала участие в игре"

-- Ваши дочери, Инна и Марина, тоже играют в "Что? Где? Когда?". Расскажите, как они пришли в игру.

-- Игра стала частью жизни нашей семьи. Инна училась в седьмом классе, и я стал заниматься с детьми из ее школы. Была сформирована команда, которая много ездила по Союзу. Потом Инна приняла участие в сборной СНГ, и они стали чемпионами. Когда Ворошилов предложил ей сыграть, у нас были большие сомнения -- ей было лишь пятнадцать лет. Прессинг Владимира Яковлевича взрослый человек не всегда мог выдержать. Жена боялась, что он увидит какие-то недостатки, которые нам незаметны, и обязательно высветит их. Когда Инну пригласили на отбор, Ворошилов сказал: "Хорошая девочка", а жена тут же ответила: "Вот поэтому я и боюсь...". Тогда он протянул: "Ты что, думаешь она и останется такой? Ее и без меня испортят..." Слава Богу, телевидение на нее никак не повлияло. Поэтому, когда играть в клубе предложили Марине, мы уже не возражали. Сейчас Марина студентка второго курса Санкт-Петербургского университета экономики и финансов и Гренобльского экономического университета. Инна заканчивает Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, в сентябре защищает диплом Пари-Дофина, это Парижский университет финансов. Намерена поступать в аспирантуру.

-- Саша, в игре вы несомненный лидер... А в семье, кто главный?

-- А это лучше у жены спросить...

-- Есть чисто мужские сферы влияния, -- улыбаясь, замечает Лена, жена Александра Друзя, -- это финансы, к примеру. Еще только Саша решает, куда поехать нам отдыхать, как провести досуг. А мои проблемы -- всех накормить, напоить, одеть, обуть, атмосфера в доме и... здоровье.

-- Я знаю, что вы врач, поэтому здоровье семьи, безусловно, ваша ноша. А где вас с Сашей свела судьба?

-- В первом классе.

-- О, как романтично... Это была любовь с первого взгляда?

-- Нет. К тому же во втором классе я перешла в другую школу... Потом он меня пригласил на день рождения, затем -- его. И следующие несколько лет мы таким образом общались. Но меня очень раздражало то, как Саша вел себя в гостях. Все дети веселились, а он выбирал какую-нибудь книжку, садился в уголок и читал. Я подумала, зачем мне нужен такой гость, и больше его не звала. Прошло несколько лет. У Саши есть такая традиция: восьмого марта он берет записную книжку и поздравляет всех женщин с праздником... И вот в девятом классе он дозвонился и мне. Мы разговорились, и он предложил встретиться. Мне было интересно посмотреть, каким стал этот книжный червяк, остался ли таким же занудой. Ну и встречаемся до сих пор.

-- Саша, а чем вы занимаетесь помимо игры?

-- Я по специальности инженер-системотехник, программист. До сих пор занимаюсь программированием. Правда, значительно меньше, чем мне бы того хотелось, потому что сейчас работаю в телекомпании "Золотой телец", и у меня есть несколько своих телевизионных проектов. В частности, сегодня была съемка моей авторской программы "Сего дня", которая рассказывает о событиях, происшедших в этот день за последние 3000 лет в нашем городе, в стране, в мире. Программа ежедневная, поэтому с ней работы достаточно много.

Hosted by uCoz