8 заповедей автора «Своей игры».

Михаил Перлин.

1. Не используй в качестве источника вопросов исключительно собственную память.

А. Даже очень разносторонние эрудиты какие-то темы знают хорошо, а какие-то вообще не знают. То есть вопросов не незнакомые им темы они не вставят. Поэтому встречаются пакеты без единого вопроса по истории или литературе – темам явно заслуживающим внимания.
Можно наметить, что или кого загадать хочешь, а затем лазить и искать про них факты. Не про всех, но по крайней мере про некоторых. Интернет, энциклопедии (очень неплох «Кирилл и Мефодий» www.km.ru - хотя говорят, там много ошибок) – все к вашим услугам.

Б. Собственая память нередко врет. Особенно часто это случается, когда не хватает 5-го вопроса по теме, и автор «выуживает» из глубин сознания то, что на самом деле случилось в другое время, с другим человеком, в другой галлактике...

2. Не пиши все сам.

А. Будет явный перекос в сторону хобби автора.

Б. Очень трудно оценить собственне вопросы, даже «своюшные». Об этом много писалось про вопросы обычные, и добавить уже нечего.
Поэтому лучше, если автора минимум 3. Как и с обычными вопросами, и однобоко не будет, и большинство огрех выявят коллеги, а не те, кто будут на них играть. Тем более, что механизма апелляций на «Своей игре» пока нет, а остановка игры для выяснения правильности того или иного факта сильно портит все действо.

3. Не разыгрывай вопросы «из-под пера» сразу же на ответственном турнире, ни на ком не протестировав.

Почти наверняка в таком творчестве будут «ляпы». Что-то слишком сложно, что-то из вопросов на 40 и 50 хлопается на 2-й секунде, где-то лажа, где-то дуальный ответ. Мир велик, электронная почта есть почти везде, а от свежих «халявных» вопросов на тренировку мало кто откажется. Только пусть отчет напишут. При игроках сравнимой эрудиции сам ход игры и результаты совпадут процентов на 80. 80% огрех удастся выявить, то есть их количество снизится в 5 раз и достигнет приемлемого уровня

4. Не злоупотребляй "узкими" темами.

То есть такими, из которых едва можно сделать 5 вопросов, а 10 - уже сложно. Например при объявлении темы "Ямайка" сразу ясно, что спросят про ром, Робертино Лоретти и Боба Марли. Все же "Своя игра" - это эрудиция плюс немного реакции и сообразительности, и вводить дополнительный критерий "кто сообразит о чем спросят" совершенно не нужно.

Этот пункт обходится и к темам «матричным», то есть содержещим определенное буквосочетание, например «гром». При объявлении темы у игрока сразу возникают ассоциации: погром, Громозека, Громыко, гром-камень... Чтобы не пересечься, вопроснику нужно быть ну уж очень изобретательным.

Бесспорно, матричные темы украшают игру, да и темы типа «Ямайки» ее не портят. «Не злоупотребляй» не значит «откажись», и допустимое их количество по мнению автора – не более 3 из 12. Иначе игра может превратиться в соревнование «кнопок».

5. Не спрашивай банальности.

Не нужно в теме "Афродита" спрашивать про Кипр, в теме "телефон" - про Белла, а в теме "Америка" - про Колумба. Даже в вопросах на 10 очков. Не записывай первое, что прийдет в голову - просто неинтересно получится. Еще одно преймущество небольшого поиска информации по загаданныму объекту – отыскиваются менее тривиальные и «затасканные» факты.

Ильф и Петров во время «мозгового штурма» нередко набрасывали идеи, не совещаясь, а затем то, что совпадало, вычеркивали. Если автор не одиночка, так бороться с банальностями можно, и весьма эффективно.

6. Не делай узкоспециальных тем.

То есть тем типа "Миры Струграцких", "Земфира", "Хоккей на траве" или "Фильмы Рязанова". Попадание фаната данной темы на предмет своих увлечений, особенно в «красном раунде» увеличит его шансы на общий выигрыш раза в 2, ибо он отгребет около 200 очков, а это очень много, и не очень заслуженно – ведь тема всего одна из 12. Остальным же игрокам будет просто неинтересно играть эту тему.

Вместо «Струграцких» уместной будет «Фантастика» (в которой о Струграцких 1-2 вопроса), вместо «Земфиры» - «Музыка», вместо «Хоккея» - Спорт».

7. Не пиши вопросы так же, как вопросы ЧГК или брейна.

Вот 2 примера вопросов «Своей игры»:

Именно в этот день, судя по всему, празднуют свое рождение обитатели места, в котором (судя по началу описания) мечтал бы оказаться любой новый русский.
Ответ: "Видно в ПОНЕДЕЛЬНИК их мама родила" ("весь покрытый зеленью, абсолютно весь").

Закончьте фразу Эйнштейна" "Как много мы знаем, и как мало мы ... "
Ответ: " ... понимаем".


Логические цепочки, закручивание простых слов сложными определениями, заканчивание цитат и другие трюки из арсенала вопросников ЧГК на мой взгляд тут абсолютно лишние. Пусть некоторые считают «Свою игру» тупым воспроизведением знаний, но она является соревнованием главным образом на эрудицию. А ЧГК – другой жанр.

Это не означает, что вопросы на мышление нужно совсем вычеркнуть . Я думаю 10-15 таких вопросов из 60 игру оживят, заставят игроков бить себя по лбу «как же я не сообразил!», сделают гораздо интересней. Но необходимо знать меру, чтобы не переборщить, а также задавать вопросы, хоть немного похожие на «своюшные».

Очень хороши вопросы, где необходимо додуматься, но не просто, а на основании знаний, которые не у всех есть. Или: про кого-либо или что-либо сообщается малоизвестный факт, по которому ответ можно вычислить. Именно вычислить, а не знать. Например:

Его день рождения, 4 июня отмечается как праздник в вооруженных силах Финляндии
Ответ: Маннергейм

Этот российский политик не брезгует выходить на подиум для показа коллекций российского модельера Елены Макашевой.

Ответ: Ирина Хакамада.

Еще украшают игру 1-2 парадоксальнх, веселых вопроса:

Именно это химическое соединение преобладает в кока-коле.
Ответ: Вода

8. Не спрашивай факты, уже упоминавшиеся в вопросах ЧГК или брейна.

Следствие лени авторов, любящих писать «из головы». То, что самая крупная клетка – куриное или страусиное яйцо, "логово волчицы" по-французки «Лувр», а после Шексира больше всего из англичан переводят Агату Кристи, опытный ЧГКшник ответит на 1-й секунде, не оставив никаких шансов «не членам профсоюза». Поэтому вставлять подобные вопросы считаю просто неэтичным.

Примечание.

Все вышесказанное является частным мнением и не претендует на роль правил. Иногда для общей гармонии заповеди нарушать не только можно, но и нужно. Автор искренне благодарен авторам плохих на его взгляд вопросов, ставших объектами критики. Любой полемике на тему написания «Своей игры», дополнениям, а также также просто игровым материалам будут рады по адресу: mperlin@gmx.de

Вот еще раз все заповеди:

1. Не используй в качестве источника вопросов исключительно собственную память.
2. Не пиши все сам.
3. Не разыгрывай вопросы «из-под пера» сразу же на ответственном турнире, ни на ком не протестировав.
4. Не злоупотребляй "узкими" темами.
5. Не спрашивай банальности.
6. Не делай узкоспециальных тем.
7. Не пиши вопросы так же, как вопросы ЧГК или брейна.
8. Не спрашивай факты, уже упоминавшиеся в вопросах ЧГК или брейна.

Hosted by uCoz