Источник информации: Сайт газеты "Столичные новости" (Киев)


 
 

КОМУ НУЖЕН ИНТЕЛЛЕКТ?

 

Юрий Хайчин, журналист

   
 
Юрий Хайчин

Вполне понятно, кому нужны пиво, прокладки, средство для мытья посуды, джипы, телесериалы и еще тысячи прочих маленьких радостей общества потребления. А вот кому нужен интеллект? Похоже, никому. Этот непонятный товар не рекламируется на экранах ТВ, о его отсутствии не печалятся народные избранники. Стало быть, это пятое колесо в телеге, без которого вполне можно обойтись.

Но только в нашей уникальной телеге нет места этому колесу. А вот, например, корейская фирма LG в Украине, России, Казахстане и многих других странах спонсирует игровую программу для старшеклассников «Хочу все знать». Простые корейские бизнесмены прекрасно понимают, что вложение денег в образование детей, в развитие их интеллекта — это самые выгодные инвестиции. Более того — это инвестиции, «без которых нам не жить». Именно интеллектуалы являются двигателем развития общества. Кто-то из великих сказал — «если вы не хотите кормить свою собственную армию, вам придется кормить армию оккупантов». То же самое и здесь: если стране не нужны мозги, они с превеликой радостью будут востребованы за пределами этой страны — в Корее и Германии, в США и Австралии, в Израиле и Канаде. В свое время Высоцкий сказал про Израиль — мол, там на четверть бывший наш народ. То же самое сегодня можно говорить про «Силиконовую долину» Калифорнии. Наши программисты вносят немалый вклад в дело компьютерного процветания США. А у себя дома — в Украине, в России — они оказались лишними. Многие сейчас с тревогой говорят, что «утечка мозгов» приняла такой размах, который грозит полным исчезновением целых научных школ и направлений. Если такое произойдет — это будет вторым великим поражением (после поражения в холодной войне). И тогда уже постсоветское пространство будет окончательно выброшено на обочину цивилизации.

Но не все так плохо. Утрачены старые механизмы передачи культуры от поколения к поколению, но появились новые формы. Одна из самых интересных — интеллектуальные игры.

4 сентября 1975 г. на телевизионном экране впервые появилась телеигра «Что? Где? Когда?». Теперь совершенно очевидно, что это было историческое событие. В отличие от обычной викторины, которая представляет собой сугубо формальный тест на знания («В каком году родился Пушкин?» — «В 1799-м»), «ЧГК» — это тест на интеллект и способ развития интеллекта. Зная несколько фактов, сопоставить их, найти логический ход и вычислить совершенно новый, ранее неизвестный факт — именно в этом заключается высочайшее интеллектуальное удовольствие, которое приводит в эту игру тысячи новых и новых поклонников.

Игра «Что? Где? Когда?» (равно как и возникший на ее основе «Брейн-ринг») учит умению мыслить нестандартно, мыслить в условиях дефицита времени, учит работать в команде. В общем, она вырабатывает именно те навыки, которые необходимы сейчас, в эпоху бурно меняющегося информационного общества. А еще игра «ЧГК» прививает интерес к знаниям, к постоянному самосовершенствованию. Соревнуясь друг с другом, подростки в наше антикнижное время видеокультуры возвращаются к книге. А нет более благотворного занятия в отроческом возрасте, чем чтение хороших книг.

Как правило, в клубы интеллектуальных игр, существующие сейчас практически в каждом городе, приходят лет в 14—15. Через три года, к окончанию школы, подростки, прошедшие школу ЧГК, разительно отличаются от своих сверстников. Они практически стопроцентно поступают в вузы, становятся толковыми специалистами. Правда, потом уезжают в Корею и Германию, в США и Австралию, в Израиль и Канаду... Впрочем, об этом мы уже говорили.

Никто не заметил, как без всякого шума, тихо и незаметно возникла параллельная цивилизация интеллектуальных игр. В ней есть свои признанные центры, наработанные методики, авторитетные тренеры. Это машина по воспроизводству интеллекта. В теории государство, которое заботится о своем будущем, должно наиактивнейшим образом поддержать эту цивилизацию. Но государство — слишком абстрактное понятие. А конкретные люди, выступающие от его имени, не спешат поддержать общественную инициативу. Поэтому сфера действия машины по воспроизводству интеллекта на порядок меньше того, что в ней заложено потенциально.

А между тем государство должно хотя бы расставлять приоритеты: наркотики — это вредно, с этим мы будем бороться, интеллектуальный рост — это полезно, это мы будем поддерживать. А когда поддержку оказывает государство, власть (пусть даже на 20—30 проц. от необходимого), то подтягиваются и бизнес, и коммерческие структуры. Если есть социальный заказ, если это поощряется властью, то это охотно поддерживается и бизнесом (и вот уже появляются недостающие 70—80 проц.).

Зачем нужны деньги? Для оплаты труда тех, кто сейчас занимается с детьми на одном энтузиазме, в свободное от основной работы время. На организацию стройной системы спортивных соревнований и их PR-поддержку. На социальную рекламу (не нужно стесняться себя рекламировать) и т. д. и т. п.

Причем сумма, которой хватит на целый год для поддержания всего интеллектуального движения Украины, не превышает стоимости одного отдельно взятого джипа одного отдельно взятого бизнесмена или представителя власти («имя им легион»).

Но годы идут, и не меняется ничего. Вспоминается пассаж из номера «Эммануэль» театра КВН ДГУ: «Ни-ко-му мы не нуж-ны...»

 

Оригинал статьи лежит здесь.

 
Hosted by uCoz