Источник информации: Международный Общественно-политический еженедельник "Зеркало Недели".

Выпуск от № 39 (414) Суббота, 12 - 19 Октября 2002 года.


 

ЧЕГЕКИСТЫ И ЧТО-ГДЕ-КОГДАУНЫ

Яна ДУБИНЯНСКАЯ

…А ведь совсем недавно мы были командой. Молодой, дерзкой, смелой. Могли кавалерийским наскоком ворваться в столичную высшую лигу, на год вперед обеспечив разговоры о нашем блестящем будущем. Могли, впрочем, и скромно «пасти задних», выступая вне зачета, зато на всеукраинском турнире. Могли оставить всех далеко позади в первом туре — и осесть посередине турнирной таблицы, бесславно «слив» второй. И все равно было здорово.

Теперь никто из нас не живет в общежитии, где мы тренировались по вечерам у кого-нибудь в комнате. У каждого — своя работа, кое у кого — уже своя семья… В общем, жизнь, а не игра. Иногда перезваниваемся, иногда встречаемся за чьим-нибудь — не игровым — столом. И каждый раз в разговоре непременно всплывает: а вот бы снова собраться всем вместе, вшестером, — и сыграть!

Всемогущее ЧГК

Программа Владимира Ворошилова «Что? Где? Когда?» впервые появилась на телеэкранах осенью 1975 года. Зритель еще не был избалован «полями чудес» и «слабыми звеньями»; интеллектуально-игровая передача стала явлением совершенно уникальным. Первые знатоки, если вы помните, играли на чисто символические призы, в основном на книги. «Интеллектуальное казино» со слоганом «только здесь можно заработать деньги собственным умом» возникло значительно позже — и, кстати, пришлось по душе далеко не всем давним поклонникам «Что? Где? Когда?». Ведь мотив быстрого обогащения — основополагающий в многочисленных нынешних игровых шоу — в этой игре не превалировал никогда.

За четверть века программа неоднократно корректировала формат и правила, на годы исчезала из эфира и появлялась вновь. Менялся «звездный состав» знатоков — хотя наиболее яркие личности (кто не знает Александра Друзя?) уже стали «лицами» этой игры. Пережила она и своего создателя Владимира Ворошилова. И по-прежнему не сдает позиций в рейтингах.

Феномен популярности телевизионного «Что? Где? Когда?», а затем и его младшего брата «Брейн-ринга» заслуживает отдельного разговора. Но еще больший феномен заключался в том, что придуманная Ворошиловым интеллектуальная игра оказалась не просто несущим элементом телешоу, а именно ИГРОЙ — самодостаточной, азартной и потому завладевшей умами. Очень скоро стало понятно, что все желающие сыграть в нее «в телевизор» никак не поместятся.

И тогда возникло движение под условным названием «спортивное «Что? Где? Когда?». Среди своих короче — ЧГК. Движение, география которого — все постсоветское пространство. Плюс более-менее солидные диаспоры «наших» за рубежом. С большим размахом оно расположилось в Интернете. Запустите любую поисковую систему, введите всего три буквы — ЧГК, и компьютер выдаст вам несметное количество специализированных сайтов. Тут и хроника турниров, и история отдельных клубов, и календарь игр, и банки вопросов, и разнообразные форумы… А ведь завоевание виртуального пространства — лучший показатель того, что движение молодо, современно и всерьез нацелено в будущее. Впрочем, и знаменитые «старики» постоянно оттачивают игровую форму за пределами телестудии.

«Спортивное ЧГК» унаследовало от телевизионного основной рисунок игры. За столом — команда из шести человек. После обсуждения, на которое дается одна минута, они отвечают на вопрос, требующий от игроков не только знаний, но и логического, ассоциативного и т.д. мышления. Словом, эрудиция в комплекте с умом как таковым.

Разница в том, что играть может одновременно неограниченное число команд (помните, когда-то такой вариант пробовали и на телевидении? Но быстро от него отказались — нетелегенично). Игра проходит в один или несколько туров, традиционно по 15 вопросов каждый. Нет рулетки с лошадиным ржанием — ведущий задает вопросы в том порядке, в каком считает нужным. Ответ знатоков не озвучивает кто-то из команды, а записывают на листочке, который надо успеть сдать до окончания минуты. И самое главное: нет соперников — телезрителей. Авторство вопросов анонимно, а команды соревнуются между собой, кто даст больше правильных ответов; все фиксируется в турнирной таблице.

Правда, уже похоже на спорт? Пусть пока и не олимпийский. Но спортивная структура в движении ЧГК однозначно присутствует и довольно хорошо организована. Начиная со внутришкольных и вузовских турниров (в столице в этом плане особенно выделяется Киево-Могилянская академия), затем городские, областные, всеукраинские — вплоть до тех, что раньше были всесоюзными, и даже чемпионатов мира! Кроме того, масса турниров, организованных теми или иными спонсорами, детские и юношеские игры, «цеховые» состязания — например, среди журналистских команд.

Статус этих игр, как и в большом спорте, разный. Существует спортивная градация и среди команд: одни игры определяют состав первой лиги, другие — высшей, что, в свою очередь, дает допуск к тому или иному турниру. «Новенькая» команда может принять участие в любом из них и даже теоретически выиграть, но при этом останется «вне зачета».

Система сложная, со своими подводными камнями и ходами-выходами. Команде, решившей играть «по-взрослому», кровно необходим спонсор — хотя бы для того, чтобы разъезжать вшестером по всей стране. Фирма платит, знатоки называют свою команду ее именем и честно носят футболки и кепки с фирменным лого.

Но по-настоящему больших денег в системе спортивного ЧГК не крутится. И, возможно, поэтому главной остается все-таки игра. Честная игра.

 

Начинающему что-где-когдауну

Как я уже упоминала, мы в свое время были ну очень перспективной командой. И однажды некий маститый знаток со стажем взялся нас тренировать. Вот тогда я и узнала, что ЧГК — штука значительно серьезнее, чем думают всякие «чайники».

Оказалось, что, как и в любом спорте, здесь существует целая «наука побеждать». Необходимо четкое распределение ролей среди знатоков. Имеет значение даже то, в каком порядке они рассядутся за столом: дедушка Крылов уже не актуален. В команде должна быть «несущая тройка» (вторую половину «шестерки» мы тут же окрестили «сущей тройкой») — те, кто берет на себя основной «мозговой штурм». Должен быть эрудит, выкладывающий всю информацию, имеющую отношение к заданному вопросу. Должны быть «генераторы версий». Должен быть тот, кто отсеивает заведомо ложные из этих версий, зарубая их на корню… И все это, не забывайте, в течение одной минуты!

Хотя, возможно, я что-то и путаю. На тех тренировках, признаюсь, я чувствовала себя классической сороконожкой, обучаемой маршировать. И, боюсь, все мы мало что вынесли с этих уроков, оставшись игроками «по наитию», сильной, но крайне нестабильной командой. А ведь кто-то, наверное, играет действительно «по науке». И стабильно выигрывает. Преклоняюсь, но не завидую.

Но кой-какие практические советы начинающим знатокам могу дать со всей ответственностью.

Во-первых, хотя бы кто-то один в команде обязательно должен «конспектировать» вопрос. Иначе сразу же после команды ведущего «минута пошла» вы если не всё начисто забудете, то уж самого главного наверняка не вспомните. Во-вторых, внимательно дослушивайте ведущего до конца. Неопытные игроки, «выкупив», скажем, зашифрованную цитату из классика марксизма-ленинизма, считают вопрос уже «взятым» и начинают блистать друг перед другом эрудицией — рискуя прослушать, что спрашивают-то о собачке президента США.

В-третьих, точно зная правильный ответ уже на первой секунде, не выкрикивайте его на все лады: ведь в каком-нибудь метре (свободного пространства на турнирах по спортивному ЧГК редко бывает много) — стол ваших соперников! Кроме шуток: в некоторых командах действительно держат «слухача», отслеживающего версии соседей. Тут полезно погромче пустить «дезу»: мы, например, в таких случаях традиционно целую минуту склоняли фамилию ни в чем не повинного художника Васнецова.

В-четвертых, никогда не сдавайте пустую бумажку. Даже если у вас нет ничего похожего на версию — пишите первое, что придет в голову. Представляете, как будет обидно, если вы постесняетесь написать откровенную глупость, а окажется, что это и есть правильный ответ?! С нами и такое бывало. И потом, на некоторых турнирах учреждают приз за самый смешной ответ. Глядишь, хоть тут повезет!

Своя специфика есть у «брейна». Впрочем, «Брейн-ринг», на телеэкранах заметно более демократичный, нежели «Что? Где? Когда?», в спортивном варианте распространен куда меньше, чем ЧГК. Некоторые знатоки его просто не любят: вопросы здесь на порядок легче и слишком многое решает банальная быстрота реакции. Во-вторых, в «брейн» могут играть одновременно только две команды. В-третьих, необходимо техническое оснащение — пресловутая «кнопка». Иногда ее по-дилетантски заменяют хлопком в ладоши, но в таких случаях пол-игры уходит на выяснение того, кто же первый хлопнул… Вообще, главное в «брейне» — удачно подобрать «кнопочника»: человека с железными нервами, быстрым умом и твердым пальцем. Короче, настоящего чегекиста!

 

Так в чем же кайф?

Все вышеизложенное (надеюсь) вызовет интерес тех, кто любит телевизионное «Что? Где? Когда?», но не подозревает о массовости этого движения, и понимающие улыбки тех, кто хоть раз сидел за игровым столом. Но если кто-то саму тему статьи воспринял с легким недоумением, а ее содержание навеяло на него скуку, я, честное слово, не удивлюсь.

Одна моя подруга, которая с ее интеллектом, нестандартностью мышления и быстротой реакции могла бы стать находкой для нашей да и для любой команды ЧГК, упорно допытывалась у меня: зачем вам все это нужно? В чем кайф?

Действительно, иногда это довольно трудно понять. Наша команда, увы, распалась, повзрослев. Но не спешите делать вывод, что ЧГК — сугубо молодежно-студенческое движение. Основной контингент киевской высшей лиги составляют те, кому уже за сорок: солидные люди, у которых есть и семьи, и работа. Казалось бы, сколько можно играть? А молодежь — она прочно оккупировала первую лигу, но и в высшей наступает на пятки «старикам». И по особенному блеску в глазах большинства молодых можно безошибочно прогнозировать: у них это тоже надолго.

Материальной заинтересованности, как мы уже выяснили, практически нет. Даже в телевизионном «Что? Где? Когда?» теперь зарабатывают только телезрители. А главным призом, скажем, столичного «спортивного» турнира высшей лиги может быть бутылка коньяка либо ваза из сувенирного магазина. За бутылку? Не смешите меня.

В чем кайф? Прежде всего, конечно, в самом процессе «гимнастики ума». О том, что мозг без нее ржавеет, говаривал еще Шерлок Холмс. Дать ему, мозгу, встряску, пошевелить всласть извилинами — занятие и полезное, и приятное. Кто-то с этой целью разгадывает кроссворды. Я предпочитаю зайти на какой-нибудь «чегекашный» сайт и «прогнать» пакет вопросов. Но так, в одиночку, перед монитором, — это, конечно, не то…

ЧГК — азартная игра; все без исключения знатоки — азартные люди. Настоящий азарт не имеет ничего общего с жаждой денег — ценна победа как таковая. Причем победа не в результате благоприятного стечения обстоятельств, везения, фортуны (хотя и эти вещи, как и в любой игре, значат очень много!) — а заработанная собственным умом.

ЧГК — мощнейший психологический фактор самоутверждения. Что крайне важно для молодых: в юном возрасте редко кто из мыслящих людей обходится без неуверенности в себе, сомнений и комплексов. А говоря о старшем поколении знатоков, нельзя забывать о социальном аспекте: за последнее десятилетие многие представители именно интеллектуальных профессий резко понизились в общественном и материальном статусе. Но если при этом сознавать, что ты признан одним из самых умных людей в городе!.. Вернее, ты и твоя команда.

Последнее тоже очень важно. ЧГК — командная игра. Вы заметили, как часто в этой статье встречается местоимение «мы»? Настоящий кайф получаешь не тогда, когда сразу знаешь правильный ответ и держишь на столе поднятый палец в ожидании команды «минута пошла». Настоящий кайф — это когда верная версия рождается на последней секунде, вспышкой озарения, венчающей мощный «мозговой штурм».

«Умный в одиночестве гуляет кругами, Он ценит одиночество превыше всего. И его так просто взять голыми руками…», — пел Булат Окуджава. Действительно, индивидуализм почти всегда сопутствует интеллекту. И ЧГК — один из немногих и, пожалуй, самый яркий способ для умных людей почувствовать и прочувствовать подлинную солидарность. Дух и силу Команды, способной противостоять дуракам, которые, согласно барду, «обожают собираться в стаи».

 

P.S. Не так давно пять человек из нашей команды снова встретились… на свадьбе. Я слышала, как некоторые гости перешептывались за спиной жениха и невесты: «А вы знаете, как они познакомились? — Кажется, на какой-то игре…»

Мы, трое, улыбались. Уж мы-то знали точно.


Оригинальную версию статьи можно найти здесь -  http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/414/36366/.

Hosted by uCoz