Источник информации: samara-liga@yahoogroups.com.

Здравствуйте, уважаемые знатоки!

Перед Вами седьмой номер mail-газеты на листе Самарской Лиги Знатоков.

*****

В сегодняшнем номере:

  1. Новости.
  2. Аналитические заметки редактора.
  3. Главы из неоконченного сборника статей Г. Шварца под общим названием "Что такое интеллект?"
  4. Вопрос выпуска.

___________________________

1. Новости.

Случилось страшное... Стартовал сезон среди команд высшей лиги. В бой за звание чемпиона Самары по "Что? Где? Когда?" вступили 29 из 30 команд, вошедших в лигу сильнейших... В результате первых интеллектуальных сражений чемпионскую гонку возглавила команда "Бегемот"... Впрочем, не за горами следующий тур высшей лиги, который будет проводить, судя по всему, как раз "Бегемот". Этот турнир состоится 21 октября и станет отборочным на всероссийский фестиваль, который пройдет в Самаре в середине ноября месяца. Самару будут представлять 20 сильнейших команд... Более подробная информация появится позднее. За информационную поддержку отвечает (ПМСМ) Дима Борок и Света Ланкина. Ждем от них информации...

Впрочем, ряд команд не собираются сидеть все эти дни без дела. Так, команды "Тайфун" и "МИРаж" отправляются в Санкт-Петербург на очень серьезный турнир, организованный А. Друзем. В составе самарской делегации будет и ваш покорный слуга. Так что ждите отчета о фестивале... Также в планах самарских команд поездки в Саранск на "Кубок Мордовии".

 

2. Аналитические заметки редактора.

Первый турнир сезона.

Ну что же... На листах и сайтах, а также в разговорах многие знатоки начали обсуждение первого тура высшей лиги, который состоялся 30 сентября в здании СамГТУ под названием "Битва с дьяволом". Позвольте высказаться организаторам турнира.

 

Этап 1. Подготовка.

Подготовка к турниру началась в апреле 2001 года. Если вы помните, тогда завязалась дискуссия на тему, может ли команда провести достойный турнир на достойных вопроса с достойной же организацией. Я выступил тогда от лица своей команды, а также от лица всех тех знатоков, кому не безразличны те моменты, которые делают игру игрой... интересной и зрелищной. Совершенно открыто я предложил провести турнир, организованный нашей командой с целью доказать и показать то, что есть еще в Самаре турниры, качественно отличающиеся от турниров типа "МИР объединяет знатоков" образца 2000 года. Конечно, это был своего рода вызов, но он прежде всего был вызван неудовольствием, полученным от некачественно подготовленных и проведенных турниров.

Итак, я взялся за дело. Вопросы писал медленно, не спеша, стараясь выбирать только то, что действительно интересно. Здесь я бы хотел остановиться вот на каком моменте. На мой взгляд есть существенно различающиеся два понятия: "знаток" и "эрудит"... К первым я отношу тех, кто умеет на основе каких-то фактов, полученных в вопросе, делать логические выводы и умозаключения, приводящие в конечном счете к правильному ответу. Ко вторым я отношу тех, для кого интерес представляет собственно факт, т.е. знаю/не знаю. Моей целью было подготовить пакет вопросов именно для "знатоков". Во-первых, я отношу себя к этой категории, а во-вторых играть на подобных вопросах ПМСМ намного интереснее... Заранее как бы есть предпосылка, что нет гробов, а легкость вопроса определяется прежде всего умением команды думать, делать логические выводы и, что немаловажно, УМЕНИЕМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ОТВЕТ в контексте вопроса, т.е. умением отразить его суть. Именно с этим связано неудовольствие большинства команд по поводу турнира. И все-таки я не жалею об этом. Думаю, что даже если какие-то ответы в будущем будут зачтены, степень придирчивости организаторов заставит многие команды пересмотреть свой взгляд на формулировку конечного ответа. Надеюсь, что все это пойдет во благо. Прежде всего говорю о серьезных и сильных командах.

В результате тяжелого труда, к осени набралось порядка 40 вопросов, из которых мы постарались выбрать лучшее. Кроме того в работу включились мои ребята и, за что ему огромнейшая благодарность, Саша Фишман. Его требования к вопросам намного превышали мои, поэтому я едва не столкнулся с дефицитом вопросов перед самым началом турнира, но, тьфу-тьфу, все обошлось.

 

Этап 2. Сценарий.

Задумка была, на мой взгляд, неплохая. В соответствии с названием турнира (и команды-организатора) турнир должен был носить дьявольские черты. Во первых - полумрак и свечи. У каждой команды фонари, и это единственное освещение в зале. Ведущего не видно (это единственное, что удалось осуществить ;)) ), тяжелая, давящая атмосфера и музыка, небольшое костюмированное шоу (не спектакль, а как бы естественное сопровождение турнира)... Ряд спецэффектов и пиротехнических в том числе... и многое - многое другое.

 

Этап 3. Спонсоры.

Особые надежды возлагались на титульных спонсоров - газету "СИ". Однако, они запретили полумрак, из-за предполагаемого телевидения, выделили смехотворную сумму в 150 рублей, а затем и вовсе забили на турнир. 28 сентября с большим трудом удалось добиться от них бланков ответов и апелляций. Кроме того администрация СамГТУ запретила свечи и пиротехнику, а с аппаратной подготовкой все получилось тоже черти как. Если бы не Андрей Буранов и Паша Попов, вообще ничего бы не вышло. Ребята, огромное вам спасибо!

 

Этап 4. Игра.

Для нас всех это был дебют... Конечно мы не совсем справились со сложной организаторской задачей. Но в конечном счете, все получилось что называется "на твердую четыре с минусом" ;))...

Спасибо всем своим ребятам, а также Саше Фишману и Антону Иващенко за огромную помощь в проведении первого в этом сезоне тура высшей лиги...

Если кого забыл, то совершенно случайно... И вам спасибо!!!

 

 

3. Главы из неоконченного сборника статей Г. Шварца под общим названием "Что такое интеллект?"

Я бы хотел, чтобы Вы почитали эти вырезки... Их не очень много, они  взяты из разных источников... Я надеюсь, что мне удастся закончить работу над этим циклом и издать его, ну а пока... Глава первая "О мышлении"...

"В комнату входит человек, который умеет думать. Мы сразу замечаем его среди удивленных, недоверчивых и часто глупых людей, которые делать это не умеют. Иногда это человек очень простой профессии, - например, механик. Вы увидели его около машины. Вокруг нее столпились люди, разгоряченные безрезультатными спорами по поводу ремонта машины, в которой в течение часа они не могут найти причину поломки. При виде механика они замолкают. Умный взгляд мастера, которому помогают безошибочные движения рук, скользит по всем узлам автомобиля, в то время как его мозг прорабатывает десятки гипотез, которые для остальных являются лишь неразрешимыми загадками. Вскоре причина поломки обнаруживается.

Что отличает мыслителя? В первую очередь, и это очевидно - проницательность. Мыслитель - это человек, который видит то, что не видят другие. И результат этого - новизна его высказываний, их откровение и очарование. Мыслитель возвышается над толпой. Он похож на человека, который идет по гребню холма, в то время, когда другие с трудом плетутся внизу. Независимость - моральный аспект проницательности. Нет ничего более поразительного, чем отсутствие интеллектуальной независимости в большинстве человеческих созданий: они подчиняются чужому мнению, чужой манере поведения и полностью удовлетворяются повторением чужих мыслей. В отличие от всех остальных, человек, умеющий думать, спокойно взирает вокруг себя, давая свободу игре своего ума. Он может согласиться с тем, что называется общественным мнением, но не потому, что так думает большинство, а потому, что так думает он сам.

Исследование своего сознания, или, как это еще называют, взгляд внутрь себя в тот момент, когда мозг активно работает, всегда будет показывать одну и ту же картину. Это - <поток сознания>, включающий в себя образы, реальные или же измененные нашим воображением, чувства, решения, - и все это движется смутным и бурлящим потоком. <Поток сознания несется так быстро и так глубоко, что мы просто не в состоянии различить в нем что-либо очень ясно. Единственное, что можно утверждать определенно, это:

  1. Большинство операций, которые производит наш мозг, неотделимы от образов или же являются продуктами образов.
  2. Эти образы соответствуют нашим симпатиям и антипатиям, тому, что мы хотим и не хотим, и это становится психологической силой мотивации в нашей повседневной жизни.
  3. Люди в своих мыслях, разговорах, в своих взглядах на жизнь и в самом образе жизни неизбежно раскрывают качество тех образов, которые заполняют их мозг. Исследование и оценка их вместе с оценкой симпатий и антипатий могут определить нашу моральную ценность гораздо более точно, чем наши действия.

Установить качество мысли нелегко, так как мышление может совершаться на различных уровнях. Но один - два эксперимента могут помочь определить критерии, на основе которых можно оценить человеческую мысль. Эти критерии таковы:

  1. Образы, рождающие мысль.
  2. Наши симпатии и антипатии, соответствующие этим образам.
  3. Сила ума, помогающая собрать в единое целое поступающую в наше сознание интеллектуальную информацию.

Существуют причины, которые мешают мышлению. К такого рода причинам относятся навязчивые идеи и комплексы неполноценности. Люди, неуверенные в себе, легко приходящие в замешательство, которые, скорее, станут следовать за кем-то, а не вести за собой, заботящиеся о том, какое впечатление они произведут на других, вечно сомневающиеся в своих способностях и постоянно требующие разуверения в этом, - эти люди обладают фатальной способностью наводнять свой мозг малозначительными мыслями, которые можно назвать интеллектуальными паразитами. Сначала они лишь немного мешают человеку, но постепенно завладевают им, не давая развиваться своим собственным взглядам, и, в конце концов, рождают у него постоянное чувство, называемое комплексом неполноценности.

Обычно люди считают жизнь великим учителем. На самом же деле никто не станет отрицать тот факт, что жизнь - это непрерывный ряд уроков, подкрепленных мгновенными наградами или, что бывает гораздо чаще, мгновенными наказаниями. И это нельзя не заметить. Наши удачи и ошибки создают в нас интеллект самосохранения, который мы называем опытом или мудростью.

Предполагается, что чтение учит думать. Читающий человек питается мыслями других людей, и это свидетельствует о его желании думать. Но само слово "читать" не только потеряло свое величие, но и изменило значение. Представление о цели чтения как о том, чтобы отдавать ему всю свою душу, встречается теперь исключительно редко. Чтение теперь занимает одинаковое место наравне с курением или игрой в карты.

Истинная цель, которая скрывается за стадной ненасытностью людей к чтению, - это их стремление НЕ ДУМАТЬ. Представьте себе, во что может превратиться так называемый процесс мышления, если он состоит из огромного количества мыслей, ни одна из которых не интересует и не захватывает по-настоящему. А если мы вспомним, что наши самые серьезные попытки приступить к серьезному чтению ослаблялись не имеющими к нему никакого отношения образами, которые я называю отвлечениями, и в чтение включалось в лучшем случае 75% нашего сознания, то не остается никаких сомнений в том, что для большинства людей чтение - это не более, как способ не думать.

Умение думать - это навык, который может быть освоен, если человек остается наедине с самим собой. Общество производит только общественные мысли, а это обычно команды или приказы. Уединение дает импульс для подъема сознания, оно вызывает к жизни наше "Я", глубоко спрятанное от нас в суете жизни, забытое и оставленное нами подолгу без внимания. Внешнее уединение - это сокращение числа людей и даже предметов до минимума, а концентрация внимания - это уничтожение решительным усилием всех образов, которые мешают ходу вашей мысли.

Хотя часто ход мысли носит стихийный характер, наше внимание к тому или иному предмету мысли может стать всепоглощающим. До тех пор, пока вихрь неконтролируемых мыслей заполняет наш умственный взор, мы еще не мыслим. Как только образы одного порядка становятся объектами нашего наблюдения, мы знаем, что мы думаем, и одновременно мы становимся бесчувственными к предметам, чуждым для нашей мысли.

Очень часто приходится слышать жалобы на то, что человек не может на чем-то сосредоточится. Не менее часты жалобы на плохую память. Люди, испытывающие трудности в концентрации внимания, ощущают невероятную тяжесть при каждом умственном усилии, или же способны только к мимолетным мысленным соприкосновениям с тем или иным предметом. Как только они пытаются собраться и сконцентрировать свое сознание, в их голове поднимается целый сонм образов, не имеющих никакого отношения к предмету мысли. Когда же они начинают бороться с этими посторонними образами, их охватывает раздражение, и в итоге люди предпочитают заниматься чем угодно, но только не думать.

Можем ли мы научиться сосредоточивать свое внимание? Сомнение, заключенное в этом вопросе, скрывает комплекс неполноценности, который является причиной многих провалов и поражений. Кстати, девять из десяти человек, которые обладают способностью к концентрации внимания, обрели этот навык лишь упорными стараниями. Наш ум обладает способностью накладывать один набор образов на другой. Чтобы уничтожить образы, мешающие нам думать, требуется немалое усилие.

Внимание - не столько природный дар, сколько привычка, и понимание этого должно послужить стимулом для тех, кто хочет развивать свой ум.

Следует учесть, что концентрация внимания невозможна, когда мы устаем, измотаны, а наш ум невосприимчив к мыслям. Слишком долгий сон или слишком короткий сон создает вакуум в мозгу. Аналогичным образом мозг тупеет от слишком большой физической работы или недостатка физической нагрузки. Не думайте, что когда вы ощущаете умственное отупение, сильная физическая нагрузка разбудит ваш спящий ум. Вы приведете в действие все свои телесные силы, а в мозг будет врываться беспорядочный поток образов. Не поможет вам направить свой мозг по нужной колее и чтение. Полная неподвижность, десять минут у открытого окна, прогулка, а, может быть, и чашка чая приблизят вас быстрее к источнику ваших мыслей, чем какой-либо иной способ.

Чтобы обеспечить неразрывность памяти, мы должны начать там, где остановились до этого. В наших умственных усилиях мы должны полагаться на постоянные идейные принципы, позволяющие сохранять постоянство и целостность нашей мысли. Концентрация, которая на первый взгляд достигается устранением образов, не соответствующих направлению нашей мысли, может быть достигнута созданием соответствующего фона. А таким фоном может быть размножение образов, гармонирующих с направлением нашей мысли."

4. Вопрос выпуска.

В этом разделе, я бы хотел получать ответы на самые - самые неожиданные и интересные вопросы... Все самое интересное я обязательно опубликую в следующем номере. Надеюсь на Вашу активность. Итак, вопрос выпуска:

"Что есть для Вас клуб знатоков и движение знатоков?"

Жду Ваших писем по адресу shvartsg@hippo.ru или shvartsg@bee-s.com до ближайшей среды. Следующий выпуск выйдет 10 октября поздно вечером.

Предлагаю возобновить конкурс эрудитов. Автора лучшего вопроса по итогам сезона, а также победителя конкурса по итогам сезона, ждет приз. Конкурс начнет свою деятельность с момента поступления первого вопроса от Вас, уважаемые знатоки... В этом сезоне Все вопросы будут "местные"...

С уважением, Григорий Шварц
(Тренер команды "МИРаж"
и
игрок команды "Прощание Люцифера")

 

Hosted by uCoz