"Игра". N119.

14-15 стр. В мире игр.


Константин Кноп

Анти-Учебник “ЧГК”, или Игровой клуб. Год первый.

    Об авторе: Я - Костя-одессит. С детства любил море и математику. Математика победила, поэтому моряком я не стал и вместо рыбачки Сони встретил ленинградку Ингу. В результате стал санкт-петербуржцем. Сейчас примерно треть жизни провожу в Санкт-Петербурге, еще треть - в Интернете, а все остальное время - во сне.

    Сочетание слов “учебник ЧГК” повергает меня в тихий шок. Мне кажется, что более диким и противоестественным может быть только учебник высшей математики для дошкольников. Ибо людям, которых имеет смысл учить играть в ЧГК, специальный учебник уже категорически не нужен, а для занятий с новичками игра “Что? Где? Когда?” столь же мало приспособлена, как высшая математика - для изучения в шестилетнем возрасте.

    Я понимаю, что этот тезис выглядит спорным. Однако внимательно прочитанные мною “учебник” [1] и “задачник” [2] только укрепили мою уверенность в том, что тренировки детей по игре ЧГК, сводящиеся к самой этой игре на специально подобранных для детей вопросах - это путь, который только на первый взгляд кажется прямым. На самом же деле он кривой и неэффективный. Чуть ниже я постараюсь это обосновать и проиллюстрировать с разных точек зрения. А начну все же с того, чем (на мой взгляд) нужно заниматься с детьми, если уж вы твердо решили, что хотите с ними заниматься...

    Итак, мы играем... Действующие лица - Тренер и Ученики. Место действия - игровой клуб (в школе, во Дворце творчества юных, в красном уголке ближайшего ЖЭКа и т.п.). Время действия - non stop от прихода в клуб первого ученика и до ухода последнего (впрочем, расходиться после клуба я рекомендую всем вместе, а если у одного Тренера занимаются в один день несколько разных возрастных групп, то желательно соблюсти принцип “старшие после младших”).

    Помните, что одна из главных задач Тренера - это зажечь тот самый факел, который нужно зажечь (а не наполнить тот самый сосуд). Пихать в Учеников ваши и чужие знания совершенно не обязательно, гораздо правильнее - организовать все дело так, чтобы им было интересно. А интересы у каждого свои, и это надо уважать. Отсюда вывод: играем мы только в такие игры, где каждый сможет полностью раскрыть себя и одновременно почерпнуть что-то у других. Таких игр очень много (вагон и маленькая тележка). Например, годятся любые игры на ассоциативных связях. Один раз можно сыграть в “банальности”, другой раз - в “наводки” (“ассоциации”), а потом - в “нетривиальную цепочку” (когда каждому игроку нужно назвать нестандартную и вместе с тем логичную ассоциацию к слову, которое назвал предыдущий игрок). Чем больше разнообразия в подобных играх сможет придумать Тренер, тем больше шансов, что каждый Ученик найдет свой любимый вариант игры.

    Тренер не должен боятся быть строгим и требовательным к Ученикам: во взрослой жизни, как известно, ценятся не способные лентяи, а разумные трудоголики. Любой успех (и в игре тоже) - это 10% природного таланта и 90% черной работы. Поэтому обязательно задавайте что-нибудь в качестве домашнего задания и всегда проверяйте заданное. Неправда, что школьники не любят делать домашних заданий - просто эти задания должны быть интересны! Поэтому хвалите тех, кто делает ваши задания “с душой” и придумайте для поощрения таких Учеников дополнительные “конфетки” во время игр. Наоборот, нужно стараться усложнить жизнь отъявленным лентяям - поэтому заранее продумывайте задания так, чтобы они “работали” на следующих занятиях. И, наконец, оберните правило “лентяи вне закона” на самого себя: то, что для Учеников - игра (тренировка, занятие клуба, встреча с друзьями, развлекаловка), для Тренера - работа, даже если он ведет ее на голом энтузиазме. Нельзя приходить к детям неподготовленным (или, скажем, свести свою подготовку к распечатке пары десятков несложных вопросов). То есть, наверное, можно “готовиться” и так... но зачем?

    Человеку свойственно лучше всего помнить то, до чего он дошел своим умом. Из этой азбучной истины можно сделать много разных выводов применительно к нашей игре. Поэтому я не буду делать ни одного. Пусть подумают сами читатели. (И то, до чего вы дойдете в результате собственных раздумий, запомнится вам намного лучше, чем прочитанные вами мои выводы). Впрочем, нет, одно замечание я все же сделаю. Если уж вы решитесь играть на тренировках в “ответы на вопросы”, то обязательно следите за тем, чтобы ваши школьники имели шанс взять каждый из этих вопросов. Например, бессмысленно сразу задавать детям вопрос о том, как по-японски будет “бабочка” (даже если Тренер сопроводит правильный ответ “чио-чио” самым подробным комментарием, большая часть этого комментария все равно будет сразу забыта). Вместо этого тщательно продумайте серию из нескольких вопросов и распределите их на несколько соседних занятий. Например, сначала можно спросить “в каком виде спорта дельфин неотличим от бабочки”, потом задать вопрос из серии “Эта часть мужского костюма была известна еще в средние века, заново родилась в 1904 году в Италии, а потом от музыкантов перекочевала к официантам…”. При ответе на этот вопрос нужно обязательно откомментировать, что галстук-бабочка распространился по всему миру после премьеры оперы Пуччини “Мадам Баттерфляй” (“Чио-Чио-Сан”), действие которой происходит в Японии. А вот уже после этого можно задать и вопрос о переводе “бабочки” на японский язык... В результате ваши Ученики не просто разложат по полочкам мозга новое знание, но и получат удовольствие от сделанного ими самими маленького лингвистического открытия.

    Я только что привел пример того, как можно выстраивать занятия клуба именно на основе игры типа “вопрос-ответ”. Почему же в начале статьи я ругал такой способ проведения занятий? Владимир Белкин, написавший для книги [2] главку “Методика проведения первых тренировок”, тоже рекомендует в ней начинать тренировки не с ЧГК, а с других игр и конкурсов, но он советует постепенно наращивать блок вопросов “Что? Где? Когда?”, доведя его до 75% от времени занятия уже через полгода тренировок. Я же считаю, что весь первый год лучше держаться от “блоков вопросов” подальше. Тому есть две главных причины.

    Первая. “Что? Где? Когда?” - это игра для тех, кто уже что-то знает и кому нравится наводить новые “переправы” и “мосты” между разрозненными до того знаниями. Но ведь вкус к такому времяпрепровождению приходит не сразу: пока у Учеников нет определенного багажа знаний, настоящего кайфа от игры они не получат. Конечно, это не означает, что им будет неинтересно играть в ЧГК - но другие разновидности игр поначалу могут быть на порядок более интересными!

    Вторая. Дети, как известно, любят самоутверждаться за счет других. Если сегодня “твоя” команда выиграла, то вроде все в порядке. А если проиграла - то нормальной реакцией тинейджера будет обвинить в поражении своих товарищей по команде. Иначе говоря, детские команды обладают естественной конфликтностью и неустойчивостью, они складываются с огромным трудом, а распадаются с легкостью карточного домика. Ну, так и не надо их создавать (и тем более - тренировать фиксированным составом)! Через год эти же дети притрутся друг к другу и научатся нормально воспринимать проигрыши, а заодно - накопят багаж знаний.

    Психологи утверждают, что к 11-13 годам у ребенка вырабатывается четкая иерархия авторитетов - людей, к чьим мнениям он старается прислушиваться. Чем старше становится ребенок, тем ниже в этой иерархии опускаются его родители и тем выше поднимаются одноклассники и друзья. Школьные учителя занимают место где-то посередине между друзьями и родителями. А вот тренер спортивной секции или руководитель кружка располагается на самой верхней ступеньке! Это - огромная ответственность для Тренера. Прежде всего, потому, что приходится следить за такими “мелочами”, на которые “во взрослой жизни” уже привыкаешь не обращать внимания. Иначе дети моментально скопируют из вашей речи все слова-паразиты, а из вашего поведения - все бросающиеся в глаза дурные привычки.

    Хочу сразу объясниться… Я отношусь к той категории людей, для которых слова “педагог” и “методист” являются ругательствами. Однако я уважаю педагогику и методику преподавания как эмпирические науки. Очень многие педагогические истины открыты методом проб и ошибок, то есть, оплачены пролитыми слезами детей. Зачем же приплюсовывать к этим слезам новые?

 

    А теперь - примеры заданий для первых занятий игрового клуба. Чтобы не “растекаться мысью по древу”, я специально взял две сравнительно узкие темы - географию и музыку. Мне кажется, что подобную подборку игровых примеров любой разумный Тренер может подготовить практически по любой отрасли человеческих знаний. Важно лишь захотеть… Обратите внимание, что практически любой из предложенных ниже игровых сюжетов требует от Тренера сравнительно небольшой предварительной работы. В то же время не следует пренебрегать и такими заданиями, над которыми Тренеру придется более старательно поработать заранее: например, конкурсами реалий или “эрудит-лото”.

    1. Города и их символы. Символом Парижа, как известно, является Эйфелева башня, а символом Лондона - часы и башня Биг Бэн. Попробуйте вспомнить как можно больше пар “город-символ”. (Вариант того же задания: Тренер загадывает город, а Ученики записывают место в этом городе, на котором они будут в 12:00 ждать своего друга. Цель - встретиться.)

    2. От Парижа до Находки, или По следам рекламы. Самсунг, как известно, родом из Южной Кореи, Фольксваген - из Германии, а Шанель - из Франции. На эту тему можно сыграть много разных конкурсов. Например, “made in France” - причем проследите, чтобы вспоминались не только торговые марки и собственные имена, но и нарицательные названия “французского производства” - провансаль, шампанское, коньяк, монгольфьер…

    3. География на две буквы. Вена и Тирана, Гавана и Украина, Палестина и Аргентина… Кто назовет последним географическое название, оканчивающееся на “на”? А если то же самое на “ан”?

    4. Любимые книги. “Собор Парижской Богоматери”, “Американская трагедия”, “Остров Крым”, “Тартарен из Тараскона”… В огромном количестве названий литературных произведений упомянуты географические названия. А попробуйте-ка определить самую банальную десятку названий! Каждый записывает десять штук, и чем больше человек записало то или иное название - тем больше очков оно приносит каждому.

    5. Угадай место. Ведущий загадывает какую-нибудь точку на географической карте мира. Остальные должны угадать ее за наименьшее время. При этом ведущий отвечает только “да” или “нет”, и только на те вопросы, на которые можно дать такой ответ.

    6. Ноты в личных именах. Цель игры - придумать для каждой ноты личное имя, в котором содержится эта нота (пример: ФеДОр, ГРЕгор, МИхаил, ФАддей, СОЛЬвейг, ЮЛЯ, ОСИп)

    7. Симфонический оркестр. Вообще говоря, этой теме можно посвятить целое занятие. Если, конечно, вам есть что по ней рассказать… А для коротких игр - ну, например, кто вспомнит больше оркестровых инструментов, в названии которых есть буква “а”…

    8. “Надуваловка” (другое название этой игры – “Бестолковый словарь”) на музыкальных терминах и понятиях. Кстати, тематические “надуваловки” всегда очень забавны.

    9. “Угадай мелодию” + “испорченный телефон”. Комментарии тут излишни.

Вместо послесловия.

    Тем, кто будет вести игровые клубы для школьников через 20-30 лет, будет намного проще: они смогут опереться на наш опыт (в том числе отрицательный). Нам же пока остается этот самый опыт накапливать и анализировать. Никаких царских дорог тут нет и быть не может. Поэтому хочу пожелать всем тренерам побольше терпения, хороших учеников. И удачи нам всем!

    Литература:

    1. Левин Б.Е. “Что? Где? Когда?” для “чайников”. – Донецк, “Сталкер”, 1999. – 416 с.

    2. “Что? Где? Когда? Вопросы турниров” / Е.В.Алексеев, В.Г.Белкин, Н.А.Курмашева, М.О.Поташев, И.К.Тюрикова - М., “Рольф”, 2000. - 384 c.

Hosted by uCoz