"ИГРА" - Журнал интеллектуальных меньшинств.


Интервью с главным редактором журнала “Игра” Юрием Хайчиным

“ИГРА” – 11 ЛЕТ СПУСТЯ

    - “Игра” – это издание для любителей интеллектуальных игр. А можно ли сказать,01.jpg (28621 bytes) что она сама начиналась как "игра в газету"?

    - Еще и как можно. Сейчас “ЧГК” – это скорее жесткий спорт. А вначале это был праздник общения. И посиделки вечером в гостинице за кружкой винца были не менее значимой частью, чем игра “ЧГК” днем.
    И вот однажды случились чудесные посиделки – на излете сентября 1991 года, по-летнему знойная Одесса, принимала гостей отовсюду. Это был Второй одесский фестиваль интеллектуальных игр (он же Второй Конгресс МАК). И среди прочих симпатичных явлений фестиваля была “Наша газета” - скромный листок, размноженный на ротапринте тиражом эдак экземпляров 30. Содержание – вопросы “ЧГК”, пародийные стихотворения Иртеньева и т.д. Мне сразу понравилась эта идея– сочетания игры и юмора. В чистом “ЧГК” порой чувствуется избыток умничанья, чистый юмор порой утомляет своим гыгыканием и ёрничеством. А вот в сочетании знания и веселья появляется совершенно новое качество.
    И когда спустя два месяц горловский клуб собирался в Питер, на первый фестиваль “Друзь приглашает друзей” я, тогда активно практикующий адвокат, вместе с членом нашего клуба, профессиональным журналистом Александриной Кругленко, сделал такую хохму – газетку на четырех страничках тиражом 999 экземпляров (для тех кто не знает – издание свыше 1000 экз. уже подлежит обязательной регистрации) .На листке значилось – “Игра” – газета интеллектуальных меньшинств, непериодическая печать, выходит по возможности, в цене сойдемся, номер – еще не первый”. Это был наш интеллектуальный привет городу на Неве.


    - И как сейчас вы оцениваете уровень “еще не первого” номера?

    - Там были вещи, которые смело можно перепечатывать и сейчас (например, эрудитка “Эти разные лики любви”). Вообще это удивительно, никто ведь ничему не учил, все появлялось стихийно. Это похоже на ребенка – рождается эдакий маленький человечек-огуречик, смотреть не на что, а в нем уже все заложено. Уже в этом стартовом номере было заявлено парадоксальное определение – “Газета интеллектуальных меньшинств”, было первое интервью (позже они стали фирменным блюдом “Игры”), был репортаж о фестивале (еще без рубрики “Телетайп МАК”), была фирменная игра “Очко”, был КВН (рубрика “Тут подошел Агранат”). А главное - сразу был заложен базовый принцип “Игры” – здесь появляются только материалы, переданные самими авторами, ничего ниоткуда не украдено, никаких пиратских перепечаток. Была даже такая мысль – сделать подзаголовок Международная Авторская Открытая газета (т.е. “МАО-“ИГРА”). Но без этой хохмы обошлись.


     - И что же было дальше?

    - Зимой 1992-года к фестивалю в Днепропетровске (“Рубиновые звезды”) был выпущен первый номер. Потом в мае вышел второй, а начиная с третьего номера “Игра” стала ежемесячным изданием с тиражом 5 тысяч. Тогда же газета стала сотрудничать с донецким художником Сергеем Савиловым, который нарисовал фирменные заставки газеты, сделал логотип “Сова”. который сейчас можно увидеть на сценах множества фестивалей. В общем, жизнь закипела.


    - И как это кипение сочеталось с адвокатской практикой?

    - Плохо сочеталось. А еще хуже было с турнирами. График игр как-то упорно не совпадал с графиком рассмотрения дел в суде. Я пытался отпрашиваться, но мой шеф решительно это не понимал – “Какой КВН – возмущался он (для него, что КВН, что ЧГК – это было одно и тоже) – у тебя дела в суде, о работе думать надо”. Не знаю чем бы это кончилось, но в конце 1994-го в адвокатском мире Украины случилась революция. Из-за нового порядка налогообложения меньшая часть адвокатов осталась в коллегиях, а большая вышла из коллегий и занялась частной практикой. А я из одного лагеря ушел и к другому не прибился. Так, с 1995 года игра и “Игра” – стали моим основным занятием.


    - Но издание газеты дело не дешевое. У вас в роду были миллионеры?

    - Нет, у меня даже не было папы-юриста, только мама-телефонистка. Все как-то складывалось само собой. Вообще мне в жизни страшно везет на хороших людей. Самые первые номера “Игры” вышли благодаря финансовой поддержке КСКЦ “Стирол” и лично его директора Леонида Ивановича Шербины. Пока издание становилось на ноги, во многом оно выходило благодаря поддержке простого игрового народа. Тогда в “Игре” была постоянная рубрика” – “И корабль плывет”, в которой мы благодарили тех, кто внес свой, пусть даже небольшой вклад. За три года “Игра” потихонечку стала вполне солидным изданием. В конце 1994 года ее пригласили в Питер на фестиваль “Золотой Остап”. По этому случаю впервые на радостях был сделан номер на 8-и страницах (какой скачок после 4-х!). А по возвращении из города на Неве я обнаружил на доске объявлений типографии бумагу о том, что газету “Игра” прекращают печататься в горловской (единственной в городе) типографии. Это, чтобы жизнь не казалось медом. Вообще-то это был конец. Я помыкался, один номер с грехом пополам выпустил в Енакиево. На этом “Игра” по идее должна была накрыться медным тазиком, но фигушки. Зимой 1995-го на фестивале “Снежная королева” Олег Фастовский познакомил с редактором популярной днепропетровской газеты “Торговый дом” и предложил обсудить вопрос о переходе “Игры” под крыло “Дома”. Я честно предупредил, что от моего издания особой прибыли ожидать не приходится. И все-таки Мачула рискнул. И именно благодаря переходу в Днепропетровск “Игра” по-настоящему расцвела. Здесь она превратилась в полноценный журнал, обзавелась солидным авторским коллективом из самых разных краев СНГ.
    Какое-то время “Игра” пыталась пробиться на рынки розничной периодики Москвы, Питера, Киева, Харькова и еще ряда городов. Ни к чему хорошему это не привело. Но как говорил товарищ Берия, “попытка не пытка”. Расходы на экспансию были таковы, что неоднократно “Игра” была на грани финансового краха. И каждый раз находились люди и организации, оказывавшие ей поддержку (в юбилейном 100-м номере я привел только ряд фамилий, в действительности, список этот намного длинней).
    Я думаю всё это не случайно. Вот шмель по всем законам аэродинамики летать не может, но , нахал эдакий, все равно летает. Так и “Игра”, по всем законам рынка, должна была либо обанкротиться, либо превратиться в стандартное развлекушное чтиво, а она нагло живет, радуется жизни, радует своих читателей и не теряет “Лица необщее выражение”.


    - А в чем это лицо?

    - Очень многие издатели считают – “публика-дура”. И, соответственно, соответствующей пищей свою дуру и кормят. А я считаю, что мой читатель – умница, это человек, с которым интересно общаться, это человек, который умеет ценить юмор, который немало в своей жизни прочел толковых книг, которому интересен процесс познания, у которого голова прежде всего для мышления, а не для ношения головных уборов.


    - И вас совершенно не привлекают “жаренные материалы”?

    - Все жанры хороши, кроме скучного. В “Игре” может появиться какой угодно материал, лишь бы он был интересен нашим лучшим в мире читателям.


    - А откуда появляются эти материалы?

    - Отовсюду. “Игра” по сути – это всемирный абонентский ящик. Сюда каждый может прислать свои вопросы, шутки, конкурсы. Если это сделано на уровне, то в итоге обязательно появится в журнале (независимо от того - кто написал - маститый мэтр или никому неизвестный школьник).

    - И кто принимает решение – печатать-не печатать?

    - Я и принимаю. Собственно, вся редакция “Игры” – это однокомнатная квартира в Горловке с компьютером, принтером, сканером и модемом. А весь штат – редактор Юрий Хайчин да ответственный секретарь (она же супруга) Елена Хайчина. А все, что придумано в этой комнате, в Днепропетровске претворяют в жизнь наши замечательные виртуозы компьютерной верстки – Оксана, Света и Наташа. А цветные обложки с большим вкусом делает Стас.

    - А часто ли авторы жалуются – вот не оценили такое гениальное творение, зарубили, ни хрена этот редактор не понимает …?

    - На вкус и цвет товарища нет. Я отбираю то, что нравится лично мне и, соответственно, отобранное нравится тем людям, чьи вкусы совпадают с моими. А вообще у “Игры” замечательные авторы. Именно благодаря им журнал все время меняется, появляются новые темы, новые конкурсы. Я, честно говоря, очень люблю разнообразие. Мне неинтересно ходить дважды одной и той же дорогой. Поэтому я стараюсь, чтобы в каждом номере “Игры” была какая-то изюминка, какая-то новинка.

    - И все-таки, видимо, есть рубрики старожилы?

    - Да, уже невозможно представить себе “Игру” без рубрик “Планета знатоков, “ЛУВР”, “Переписка”, “Рейтинг-100”, “Последняя колонка”. Органично вошли в “Игру” репортажи с игр региональных игр КВН под общей рубрикой “Планета КВН”. Вообще лицо издания сейчас уже вполне определилось.

    - Насколько “Игра-2001” лучше “Игры-1995” или “Игры-1992”?

    - А их невозможно сравнивать. Что лучше – цветное кино или черно-белое? Что лучше – немой фильм начала XX века или стерео-роскошество конца века? В каждом явлении есть своя прелесть. В первых 4-х страничных выпусках была своя эстетика. Все было очень концентрировано, были собраны одни “гвозди”. В первых журнальных выпусках были поиски нового лица, некий “ералаш”, даже хулиганство – и это тоже было интересно. Сейчас издание стало более солидным, обзавелось полноцветной обложкой. И в каждом из этих перевоплощений есть свой смысл и своя прелесть. В общем, живи и радуйся.

    - Что-то все слишком радостно. Должно же быть что-то и печальное…

    - Печально, что “Игра” ходит по рукам…


    - Не понял…

    - Видите ли, сплошь и рядом “Игру” выписывают для того, чтобы черпать отсюда вопросы или шутки. При этом выписывают один экземпляр (на команду, клуб, институт, город), а читает его человек 5 (вариант 10, 20, 100 и т.д.). То, что читают – замечательно. Но финансовые корни такая практика подрывает капитально. Ведь для того, чтобы это номер появился, нужно заплатить за верстку, печать, включение в каталог и т.д. и т.п. А основной источник для всех платежей – деньги за подписку (сейчас-то “Игра” уже живет самостоятельно, без помощи меценатов). Поэтому всех хочу призвать – если вам нравится наше издание, не пожалейте денег (тем более, что стоимость вполне приемлимая), подпишитесь ЛИЧНО.

    - И как это сделать?

    - Нет проблем! В России и Украине можно оформить обычную подписку по каталогу (индексы, соответственно, 32411 и 33996, название до сих пор прежнее – газета “Игра-VLD press-Stirol”). И по всему миру (не исключая и Россию с Украиной) можно оформить альтернативную редакционную подписку. Справки по адресу: igra@gorlovka.net.
    А теперь лучшие материалы “Игры” вы сможете увидеть и в Интернете.

    Это интервью подготовлено для самого популярного КВНовского сайта – www.amik.ru.
    С 13 января 2003 года начинается реализация проекта “6 из 24-х”. Три избранных ЧГК-материала из каждого номера будут размещаться на сайте Игоря Бахарева http://chgk1.narod.ru.
    И три избранных КВН-материала будут размещаться на сайте Александра Гоха  и Международной школьной лиги КВН
www.kvn-tv.ru.

До новых встреч!

Hosted by uCoz