Заметки Петра Ермакова
о саратовском фестивале 1-3 мая 2002 г.
--------------------------------------------------------------------------------
В Саратове мне довелось побывать впервые, если не
считать короткой остановки во время путешествия
на пароходе в розовом детстве где-то в начале
семидесятых. Поэтому сначала
О городе.
С первых же минут пребывания в Саратове меня
захватила его провинциальность. В лучшем, для
меня, провинциала, смысле этого слова. Самару ещё
лет сто назад называли волжским Чикаго. События
последних лет возрождают дурное прошлое: шумный
и мусорный, суетливый до безобразия, крикливый и
лживый, как реклама, не слушающий никого, кроме
самого себя. Город индивидуализма, не редко в его
худшей форме
группового эгоизма, толпы. Погрузившись вечером
в саратовский поезд, утром просыпаешься в
настоящем волжском городе, в котором тебя
встречает милое и прелестное создание - Оля. И ты
едешь по солнечному утреннему городу,
наполненному спокойной и размеренной, как
могучее и неумолимое течение великой реки,
жизнью. Городу, в котором ещё размеренно шаркают
старые гены немецкой аккуратности и
упорядоченности. За всё время только один раз
услышал я на улице разухабистую нецензурную
брань: у мемориала "Журавли" в парке Победы
прогуливалась группа парней и девушек
туристской наружности, кажется, гости нашего
фестиваля. Если одним словом, то впечатления о
городе очень тёплые. Возможно, просто дело было в
мае, когда маялась весна...
Теперь, собственно, о фестивале.
Организация.
По части фестивалей опыт у меня более чем
скромный: Питер, Владимир да три самарских. К
сожалению, должен признать, что самарские
фестивали, особенно последний, уступают
нынешнему саратовскому. Саратовцы сумели
создать и использовать преимущества трёх
выходных дней (в смысле выбора сроков проведения
фестиваля), территориальной близости всех
игровых площадок (в том числе и футбольной) и
места питания участников. Организаторы обошлись
без ночных кабаков, никак не созданных для
улучшения всеобщего взаимопонимания, и прочих
дорогих и бестолковых извращений. Очень приятное
впечатление оставило закрытие фестиваля.
Порадовало задушевное исполнение номеров
праздничного концерта. Байрак был просто
великолепен. Феерическая импровизация по
мотивам вопросов (хороший экспромт - это хорошо
подготовленный экспромт?) написана в лучших
традициях советского юмора: мягко, не давя никому
на психику, на грани фола, но без заступа. Чего
стоит один только пассаж про глагол, в котором
употребление Е или Ё давно уже не имеет никакого
значения! Буду весьма признателен, если сей опус
появится в интернете. Но в этом случае автору от
своих прав (в смысле гонорара) придётся
отказаться.
Считаю необходимым отметить достаточно чёткую и
слаженную работу ведущих. А когда среди них
присутствуют такие обаятельные и отзывчивые
люди как Людмила, и вовсе хочется всё к чертям
забыть, всё простить и радоваться жизни.
Из менее приятного, пожалуй, выделю нечёткое
соблюдение регламента (по времени) и высокую
залоговую стоимость апелляций. Всё-таки на
спортивных соревнованиях нужно всемерно
избегать влияния неигровых факторов (в данном
случае, платёжеспособность игроков, которые
ехали не в ГУМ за покупками). К тому же связь с АЖ
по сотовому телефону - неприличная роскошь (уж не
за счёт ли апеллянтов сей банкет?) и благодатное
поле для искажения информации. Слово - не воробей,
к делу не пришьёшь.
Вопросы.
На фестивале были отыграны три блока зачётных
вопросов. Мегаблок из 90 вопросов ЧГК, лень
подсчитывать сколько вопросов Брейна и ещё
больше вопросов "Своей игры". И это, не
считая мелких брызг всевозможных заданий двух
вечерне-ночных развлекаловок. То ещё пиршество.
ЧГКашный пакет хорош. По тематике, литературному
оформлению, корректности и прочим
"техническим и вкусовым характеристикам".
Качество пакета оценивается, прежде всего,
количеством плохих вопросов. Однозначно
провальных не было. Хотя были явные не отсекаемые
"дуали" (Клёновый клей, Парад 07.11.41 - 24 июня
45-го, Бамбуковые "бананы" как "травка"
для прыгунов с шестом), некорректность авторских
вариантов ответов (не создано ещё произведение
"Плач Ярославны"), нелогичность и не
однозначность требований к степени точности
ответов на некоторые вопросы.
Вопросы Брейна и Своей игры (те, что были мною
услышаны) также весьма не плохи. Особо
скандальных не наблюдалось, а то, что некоторые
вопросы воспринимались отдельными игроками как
"свечки"... Что ж, это кнопка, да и было их не
так много. Казань в зачётном туре Поволжской Лиги
по ЧГК этого сезона из "свечек" и
"факелов", помнится, устроила целую
иллюминацию... Рука бойцов гасить устала.
Апелляционное жюри (АЖ).
Вопрос весьма деликатный, поскольку в каждом
конкретном случае упирается, прежде всего, в
личности членов АЖ. И никуда от этого не денешься,
ни за какие параграфы не спрячешься и никакими
регламентами правосудия не гарантируешь. А,
следовательно, неизбежно влияние
некомпетентности, предвзятости, присущих в той
или иной мере любому человеку, чтобы он там сам о
себе не думал.
Лирическое отступление. На двух последних
самарских фестивалях мне довелось быть не
игроком, а одним из устроителей: я принимал
участие в работе редакционной группы по
подготовке пакета вопросов (и, следовательно, по
установившейся в Самаре традиции, в группе
приёма ответов и в АЖ). При нынешнем составе
редакционной группы (при нынешнем, поскольку
пока для членов АЖ Самарского фестиваля
императивом является не амбиции или "честь
мундира" автора вопроса, а престиж самого
фестиваля) я считаю такое объединение функций и
полномочий лучшим решением. Доводы "ЗА": 1)
Оперативность. 2) Коллегиальность (в АЖ - не менее 6
человек). 3) Возможность разумного апеллирования
прорабатывается на стадии редактирования
(небесспорные вопросы просто бракуются, как бы
красивы и дороги они не были, а по принимаемым в
пакет вопросам вырабатывается чёткая политика).
До настоящего времени случаев утечки информации
о вопросах пакета или предвзятости судейства,
по-моему, не было. Хотя единогласие бывает не
всегда. Так на прошлогоднем фестивале очень
жаркие споры вызвал вопрос о
"лаптёжниках"-"Юнкерсах" по зачёту
ответа "лапотник". По правилам АЖ Самарского
фестиваля при равенстве голосов (3:3) решение
остаётся за автором вопроса. Он и решил судьбу
саранского "Реала". Я не считаю, что
выбранная нами система идеальна. Я считаю, что у
неё меньше брака в работе.
Возвращаясь к роли личности АЖ, следует отметить
две крайности, существующие в мире
интеллектуальных игр, как и в любом массовом
движении. Первая - отрицание всяческих устоев и
традиций, идущее, чаще всего, от обычной
человеческой глупости и инфантилизма
великовозрастных бездельников. Вторая - какое-то
нездоровое почитание авторитетов, доходящее
порою до идолопоклонства и раболепия, особенно, в
выборе авторов и редакторов вопросов, членов АЖ.
К тому же сильно разящее пилатовской
негигиеничностью. В этом, на мой взгляд, ещё один
плюс самарцев: люди в АЖ, в основном, молодые, с
понятием об
интеллигентности, а поэтому не боящиеся брать на
себя ответственность за дело рук своих, и не
переводящие стрелки на "барина",
отгороженного от алчущих справедливости
виртуальной паутиной, а теперь ещё и телефонией.
На основании вышеизложенных общетеоретических
выкладок, с особой осторожностью и
аккуратностью, приступаю к разбору работы АЖ
Саратовского фестиваля.
Гм-м, да...
Во-первых, хочу отметить следующее. Естественно,
чисто психологически надо мною довлеет тот факт,
что, по моему мнению, нам не зачли пять ответов,
как апеллированных официально, так и на уровне
словесного общения с группой обработки ответов.
История не терпит сослагательного наклонения, но
смею заверить, что на своём фестивале я бы
голосовал за удовлетворение этих апелляций.
Впрочем, при нашей провальной игре столь крупный
незачёт не сильно нам повредил: ну, перепихнулись
бы мы с двенадцатого на одиннадцатое. Ловля блох.
Так что возможные предположения о моей амбиции,
тщеславии или меркантильности вряд ли здесь
уместны.
Безусловно, два человека для АЖ - это мало. Во
всяком случае, на фестивале я услышал только две
фамилии. В этом случае рассмотрение апелляций в
недопустимой степени зависело от мировосприятия
очень малого количества субъектов. Расширение АЖ
до 6-8 действительно независимо и не одинаково
мыслящих людей не исключает возможности
принятия решения, не являющегося наилучшим. Оно
значительно снижает вероятность принятия такого
решения.
Восприятие апелляций на слух - это что-то весьма
странное. Всем нам известны случаи, когда
неполнота или неправильность восприятия вопроса
на слух оборачивались для игроков и команд не
взятием вопроса. Возможно, и состав АЖ воспринят
мною на слух ошибочно. Вероятно, на том конце
что-то записывали. Но что там сочли нужным
записать, уяснить, понять из той аргументации,
которую хотели донести до них апеллянты? Как-то
всё весьма и весьма не определённо.
Теперь о самом судействе. Рассмотрю только один
пример. Считаю его настолько типичным, что
тратить время (своё и возможных читателей) на
другие, по-моему, бессмысленно. Лучше разберём
один, но поподробнее.
Речь идёт о вопросе, в котором были даны четыре
предложения-палиндрома и требовалось
восстановить пропуск в одном из них. У меня нет
под рукой текста вопроса, поэтому приношу свои
извинения за отсутствие некоторого фактического
материала (текста палиндрома, автора исходного
текста и автора вопроса).
Во-первых, (и членам АЖ это, надеюсь, известно, во
всяком случае, это должно быть известно членам АЖ
столь серьёзного соревнования) палиндром вовсе
не обязательно должен обладать высоким смыслом,
да и каким-либо смыслом вообще. Кроме
затейливости комбинации и чисто внешних
признаков сколько-нибудь связанной речи от
палиндрома ничего и не требуется. Какой такой
высший сакральный, недоступный убогим, смысл
заключён в палиндроме "Цени в себе свинец"? А
какой прекрасный вопрос из него получился!
Привожу дословно: "Цени в себе..." Что?
Считаю этот вопрос образцом для любого автора
вопросов по ясности и краткости формулировки,
однозначности ответа и высшего пилотажа по
чёткости логической задачи, сравнимой с текстом
Вед. Здесь мы имеем малоаппетитный и
абсурдноватый палиндром безымянного (!) автора и
виртуозный вопрос.
Во-вторых, уж сколько раз твердили миру, что не
надо путать интеллектуальную игру с экзаменом по
учебной дисциплине. Да, бывают вопросы типа,
(чтобы такое придумать по абсурдней и по
наглядней?) "Назовите точно дату, когда Людовик
впервые сказал мадам Помпадур, что он её
хочет". Здесь волей-неволей приходится давать
точный ответ. Но: а) насколько достоверны
источники информации о столь интимном факте, по
которым автор вопроса и игроки смогут однозначно
определить истинный ответ; б) зачем нужно
засорять драгоценную человеческую память
подобным мусором, и тем более требовать наличие
этого мусора у других людей; в) как следствие,
подобные вопросы не вызывают радостных чувств у
участников соревнований, и не увеличивают
уважения к автору такого вопроса и устроителям
турнира, если они с этим автором в одной компании.
Подытожим вышеизложенное. Разбираемый мною
вопрос представляет собой банальную логическую
задачу. "Существует некоторая совокупность
символов, расположенных с определённой
закономерностью, причём несколько символов
удалено. Определите закономерность и
восстановите удалённые символы." Всё.
Личное.
Любое подобное мероприятие предоставляет массу
времени для неофициального общения. Не
удивительно, что на фестивалях узнаёшь лучше и
своих земляков и людей. Так я впервые получил
удовольствие очно общаться с Юрием Коробовым, с
которым уже года четыре знаком лишь по
электронной переписке, да и то опосредованно,
через Георгия Гладкова (своего выхода в интернет
у меня нет). При многих (формальных и внешних)
различиях мы с Юрием одинаково "невыездные"
(почти). Это несомненная удача.
И последнее.
Перечитав свою писанину, нашёл в ней немало
критики. Не хочется, чтобы у возможных её
читателей сложилось неверное мнение. Я очень
доволен Саратовским фестивалем. Несмотря на
неудачное выступление, я уезжал из Саратова с
лёгким сердцем. Я искренне признателен
устроителям за этот праздник. Но, полагаю, это не
последнее соревнование в нашей жизни. Всему
сущему на Земле, а человеку в особенности,
свойственно со временем покрываться всё
увеличивающимся слоем отложений и загрязнений.
Приходится умываться и чиститься. И этим
приходится заниматься регулярно. Впереди нас
ждут новые турниры, будем ли мы на них
участниками или организаторами. Следовательно,
ждут нас и старые-престарые грабли набивших
оскомину ошибок при составлении и
редактировании вопросов, рассмотрении
апелляций, размещения команд и выбора игровых
залов и прочая и пр. и пр., и т. д. и т. п. И очень не
хочется на эти грабли снова наступать. Вот и
стреляю вновь и вновь в осточертевшие мишени.
Еще раз огромная благодарность всем
организаторам Саратовского фестиваля.
До встречи.
Пётр Ермаков
май 2002 г.