Источник информации: Газета "Версия" (Москва).
Дата: 10.06.2002
Номер: 022
Ирина Иванова
ПРОВОКАТОР БОРИС КРЮК.
Главное - "выбить из седла" знатоков, считает крупье элитарного клуба.
Вот и закончилась летняя серия игр "Что? Где?
Когда?". А последние четыре субботних вечера
интеллектуалы перестали ходить в гости, в театры
и на выставки: все они, не отрываясь от экранов
телевизоров, "болеют" за очередную команду
знатоков. По большому счёту не осознавая, что
сами-то принадлежат к противоположному лагерю -
команде телезрителей. Извечный спор - кто за кого
- не разрешится, видимо, никогда, пока жив
элитарный клуб знатоков. Приз зрительских
симпатий "Что? Где? Когда?" завоевала раз и
навсегда. После ухода Владимира Ворошилова,
создателя и самой игры, а потом и клуба "Что?
Где? Когда?", его дело продолжил Борис Крюк, сын
его жены Натальи Стеценко. И во многом благодаря
Борису "Что? Где? Когда?" продолжает
оставаться уникальной, элитарной,
интеллектуальной, идущей в прямом эфире, ни в чём
не похожей на другие программы мирового
телевидения...
- Борис, "Что? Где? Когда?" - программа
уникальная, к какому жанру телевидения вы ее
относите?
- "Что? Где? Когда?" - это прямой эфир, это
элитарный клуб, которому четверть века, и, с моей
точки зрения, эту передачу сложно ввести в
какой-то ранжир.
Потому что это и не игровая передача, и не
информационная. Точнее всего я бы сформулировал
жанр как документальный спектакль. И человек,
который ведёт "Что? Где? Когда?", должен
обладать навыком постановки документального
спектакля с умением ставить и игровую программу.
Это совмещение профессий на уровне: режиссёр
театра и режиссёр кино.
- Вы на телевидении лет с тринадцати?
- Если мама меня и брала с собой на работу, так это
были вынужденные меры, потому что оставить меня
было не с кем. Я, кстати, работать на телевидении и
не собирался. Случайно получилось. И думаю,
Ворошилов тут сыграл свою роль - он искал
собеседников. И нашёл меня - он со мной
советовался. Ему важно было обсудить с кем-то, что
азартно, а что нет. Ведь игра "Что? Где?
Когда?" предполагает ещё и настоящий
спортивный азарт.
- Есть дети закулисные, а вы просто закадровый
ребенок!
- Да. В моём глубоком детстве случалось и такое:
когда нужен был ребёнок в кадре, меня тут же - в
кадр.
- И ваша первая роль?
- Такой известный режиссёр телевидения Владимир
Акопов (он делал "А ну-ка, девушки!", "От
всей души", "Счастливый случай",
"Трамвай-желание" с Александром Масляковым)
снял меня в своей передаче, в которой он
расспрашивал разных детей, почему они любят маму.
Мне в то время было лет пять, и именно тогда я
получил первые заработанные 8 рублей 20 копеек.
- За любовь к маме вы впервые получили 8 рублей 20
копеек, а потом стали и главным "любовником"
- ведущим передачи "Любовь с первого
взгляда"...
- Это было намного позже. (Заулыбался) Пока вёл
передачу (в течение восьми лет), я так много узнал
про любовь, что даже устал от неё. В этом смысле,
как мне кажется, в "Что? Где? Когда?"
невозможно выработаться. Хотя бы потому, что в
передаче всегда разные люди, разные вопросы. В
программе звучат вопросы на темы, которые мне
интересны. И всегда есть возможность через
постановку вопроса выразить, высказать то, что
волнует. Поэтому "Что? Где? Когда?" -
долгоиграющая форма существования человека,
который её делает. И такого тупика, как например,
в "Любви с первого взгляда", быть не может. Не
нравится эта тема - возьми другую. Надоело про
японцев спрашивать, займись турками.
- Я заметила, команда телезрителей любит задавать
японские вопросы.
- Я знаю. Даже в первой игре этой летней серии игр
первый вопрос был про японскую женщину. Почему
задают? Потому что японское мышление для нас с
вами парадоксально. А нас в игре больше всего
интересуют всякие парадоксы - мы на этом строим
передачу. Правда, смотрю, и Индия сейчас
становится интересна
телезрителям.
- Много вопросов приходит?
- Очень! Но только каждый пятитысячный вопрос
попадает на игровой стол.
- Благодаря Интернету, наверно, еще больше?
- Как это ни странно, но по Интернету пока
приходят плохие вопросы. Люди почему-то
присылают вопросы, глубоко над ними не
задумываясь.
- Признайтесь, вы "свои" вопросы часто
задаете?
- Что значит "свои"? В лучшем случае только
десятый отобранный вопрос звучит в том виде, в
котором его телезритель прислал. И всегда у нас
возникают проблемы с видеоплёнками, на которые
записывают свои вопросы телезрители. У них
получается или очень просто, либо загадывают
нечто такое, что попробуй отгадай.
- А вам приходится все эти вопросы и ответы еще и
проверять...
- И тут возникает самая большая проблема.
Заключается она в том, что наши газеты и журналы
зачастую публикуют непроверенную информацию. У
редакторов столько сил уходит на проверку того
или иного факта, напечатанного в газете! С другой
стороны, если интересную информацию (явно
предназначенную для
знатоков) печатает какая-то центральная газета,
то каждое пятое письмо, как правило, приходит с
разнообразными вариантами вопроса на эту тему.
Удивительно, что телезритель не понимает:
знатоки читают те же газеты! Эти вопросы тогда
ведь и задавать бессмысленно. Но это меньшая
беда. Основная - непроверенные факты. Например,
как-то в одной газете написали, что в Америке на
сов охотились таким образом: охотник вставал
перед филином, показывал ему в ночи что-то
светящееся и начинал ходить вокруг дерева. И
филин, поворачивая за охотником голову,
скручивал себе шейные позвонки и падал замертво.
(Рассмеялся) Вот такая информация была
напечатана, причём не первого апреля...
- Откройте какой-нибудь секрет начавшихся летних
игр.
- Ничего необыкновенного не планируем. В "Что?
Где? Когда?" очень редко срабатывают домашние
заготовки. Само действо зависит, как правило, от
импровизации во время игры. Это прямой эфир! И
любая случайная реплика знатоков или ведущего
может передачу увести в совершенно другое русло.
Всё зависит от того, какое у меня, например, будет
настроение в ту или иную секунду передачи, кто,
когда и чем меня отвлечёт, как я на это среагирую,
как на это среагирует знаток... Например, ляпнул
знаток что-то еле слышно, ведущий к реплике
прицепился, знаток обозлился - произошёл
конфликт. Или наоборот - ведущий нечто такое
произнёс, что все знатоки за столом расслабились,
и даже на гостей такая благодать снизошла...
- Такие вещи очень заметны и телезрителю! А еще
заметно, что вы, господин ведущий, очень часто
просто провоцируете знатоков!
- У нас всё-таки, и на это я хотел бы обратить
внимание, не только игра в вопрос-ответ. Для меня
самое интересное в "Что? Где? Когда?" -
исследование человеческой природы. Только с
кем-то получается, а с кем-то нет.
Знаете, в чём состоит моя подготовка к игре? Перед
игрой с конкретной командой я готовлю не только
вопросы, ещё я пытаюсь понять, чем я каждого из
игроков могу "выбить из седла", но в
интеллигентней форме.
- Так вот вы какой?! Хотя программу "Что? Где?
Когда?", наверно, другой бы человек и вести не
смог. Нужно быть достаточно жестким.
- Жёстким я никогда не был, я скорее ироничен. Те,
кто мою иронию не понимают, считают меня жёстким,
а кто понимает, считает, что я весёлый. А
готовлюсь я к тому, как мне играть с соперником.
Вот например, в прошлой серии играла команда
Алеся Мухина, которая (обыграв "совистов")
считала себя просто пупом земли. И я эту команду
на игре начал хвалить. Говорил: "Вы самые
лучшие, самые сильные!"
Причём каждому игроку говорил, что он
самый-самый. И ребята растеклись, на вопросы
перестали отвечать, помнили только, какие они
замечательные! И проиграли. Или, раскрываю
секрет, я знаю, что у Муна по жизни конфликт с
Друзем.
Он из-за Друзя не получил "Хрустальную Сову"
(а получил Ровшан Аскеров).
- Так на этом вы целую игру построили!
- Да! Я просто напомнил Муну об этом факте в начале
игры. Но в тот момент, когда игра уже шла в прямом
эфире. И всё! Вот если бы я сказал ему об этом
перед эфиром, я бы своей цели не достиг. Вот
почему я общаюсь со знатоками только в эфире!
- Принципиально?
- Так сложилось, что я со знатоками вне игры не
общаюсь. Я хочу чтобы мы обо всех проблемах
говорили в эфире. О здоровье жены можно и после
программы, но о делах - только в прямом эфире.
- Михаил Мун мог на вас обидеться!
- Почему? У него из-за этого ко мне неприязни нет. Я
его спросил: "Как вы думаете, почему Друзь
отказался от того, чтобы именно вы стали
обладателем "Хрустальной Совы"? Мне
казалось, что вы более достойны, чем
Аскеров". Тут Мун и растерялся, не зная, что
ответить. Друзь-то стоит рядом. А я ему
доброжелательные слова сказал.
- Но напомнили!
- Напомнил... И до конца игры Муна было не видно.
- Вот вы сказали - готовлюсь играть с соперником.
Так вы на стороне телезрителей? Между прочим,
сами телезрители, хотя вопросы и задают, в
большинстве своём болеют за знатоков!
- В определённой степени знатоки - мои соперники.
(Рассмеялся.) Это вечный спор: за кого был
Ворошилов - за телезрителей или за знатоков. То
одним, то другим подсказывал. В своё время очень
хорошо Константин Эрнст сформулировал (уже после
смерти Ворошилова): "Ворошилов был не за
знатоков и не за телезрителей. Ворошилов был за
самого себя!" И он попал в точку. Потому что
Ворошилов действительно был за себя. Он был за
передачу!.. В какие-то моменты ему удобно было
быть за себя, в какие-то - за телезрителей, в
какие-то - за знатоков. Он ведь выступал в "Что?
Где? Когда?" как третье лицо! Ему было удобнее
всего (как и мне сейчас) идти на сопротивлении.
- Получается, вам абсолютно всё равно, кто
выиграет?
- В конечном итоге - да. Для меня важно, чтобы счёт
был 5:5. Вот что мне важно.
А при счёте, например, 5:2 в пользу знатоков я
чувствую, игра проседает. Знатоки расслабляются.
С этой точки зрения мне важно, чтобы игроки и
знатоки шли "ноздря в ноздрю". И когда счёт
игры уже 5:5, когда любой раунд может стать
последним, мне абсолютно всё равно, кто победит.
- В первой игре этого летнего сезона вы перед
очередным раундом произнесли, обращаясь н
капитану команды Бориславу Алексееву: "А
теперь, господин капитан, два вопроса вы можете и
проиграть". Что за советы во время игры? Между
прочим, знатоки сразу же проиграли очко!
- Для чего я задаю игрокам подобные вопросы? Я
могу тем самым перевести игрока в другое
эмоциональное состояние. Вот, например, Диме
Коноваленко однажды сказал: "Вы меня просили
не говорить, что у вас четверо детей, я и не
буду". Эта информация была единственной,
которая могла вывести его из себя.
- Вы все-таки противник знатоков!
- Я не против знатоков! Для меня важно, чтобы они
маску с которой сели за стол, сняли. Чтобы стали
естественными. В своё время я говорил по поводу
удачного или неудачного интервью или передачи.
Если человек в процессе сказал то, что не
собирался говорить, интервью или передача
удалась! Но, чтобы этого
добиться, интервьюеру или ведущему надо очень
постараться. Потом, я же не преследую цель
ругаться с игроками! Я их прощупываю. Например,
если я чувствую, что Друзь раздражается на мои
слова, я тогда могу прочитать ему какое-нибудь
ласковое стихотворение. И он сразу поймёт: он -
"любимая жена товарища
Сухова". Есть же разные способы воздействия.
- Но Александр Друзь столько лет играет в "Что?
Где? Когда?", потом он мудрый, ему ли обижаться?!
- Кстати, обижается больше всех он! Правда,
молодых я и дёргаю меньше. Но пока!
Кстати, Александр Друзь до 1983 года выступал, если
не сидел за столом, в роли "Кто подсказывает?
Друзь!" Он всегда подсказывал, этим и
запомнился телезрителям.
- Получается, звёзд вы делаете сами.
- Документальные люди - наш принцип. И многие наши
игроки сегодня очень известны, - Вячеслав Никонов
сейчас президент фонда "Политика"... - Нурали
Латыпов - у Юрия Михайловича Лужкова. Андрей
Каморин - один из лучших кинопродюсеров. И так
далее. Ровшан Аскеров в Азербайджане вообще стал
героем нации. У нас-то игроков всего тридцать, а
известных - с десяток.
- Любимое изречение Владимира Ворошилова было:
"Исполнение всегда опережает замысел".
Девизом жизни - его же высказывание:
"Прекрасное постигается без размышления". С
каким лозунгом вы, Борис, идёте по жизни?
- Думаю, для лозунга я всё ещё молод. И такого
сформулированного жизненного кредо у меня нет.
Но с тем, что Ворошилов говорил, я согласен. Хотя,
открою вам секрет, я хорошо знал Ворошилова, и
могу вам сказать, что у него в разные моменты
жизни были разные лозунги. Сейчас один, через
день другой. Он был художником по призванию. Хотя
и сбросил он с себя это одеяние, у него
художественное начало присутствовало в большей
степени, чем у меня.
Он азартнее меня. Я лишь больше переполняюсь
эмоциями во время передачи, чем он когда-то.
Ирина Иванова