Источник информации: Газета "Версия" (Москва).


Дата: 10.06.2002
Номер: 022

Ирина Иванова
ПРОВОКАТОР БОРИС КРЮК.

Главное - "выбить из седла" знатоков, считает крупье элитарного клуба.

Вот и закончилась летняя серия игр "Что? Где? Когда?". А последние четыре субботних вечера интеллектуалы перестали ходить в гости, в театры и на выставки: все они, не отрываясь от экранов телевизоров, "болеют" за очередную команду знатоков. По большому счёту не осознавая, что сами-то принадлежат к противоположному лагерю - команде телезрителей. Извечный спор - кто за кого - не разрешится, видимо, никогда, пока жив элитарный клуб знатоков. Приз зрительских симпатий "Что? Где? Когда?" завоевала раз и навсегда. После ухода Владимира Ворошилова, создателя и самой игры, а потом и клуба "Что? Где? Когда?", его дело продолжил Борис Крюк, сын его жены Натальи Стеценко. И во многом благодаря Борису "Что? Где? Когда?" продолжает оставаться уникальной, элитарной, интеллектуальной, идущей в прямом эфире, ни в чём не похожей на другие программы мирового телевидения...
- Борис, "Что? Где? Когда?" - программа уникальная, к какому жанру телевидения вы ее относите?
- "Что? Где? Когда?" - это прямой эфир, это элитарный клуб, которому четверть века, и, с моей точки зрения, эту передачу сложно ввести в какой-то ранжир.
Потому что это и не игровая передача, и не информационная. Точнее всего я бы сформулировал жанр как документальный спектакль. И человек, который ведёт "Что? Где? Когда?", должен обладать навыком постановки документального спектакля с умением ставить и игровую программу. Это совмещение профессий на уровне: режиссёр театра и режиссёр кино.
- Вы на телевидении лет с тринадцати?
- Если мама меня и брала с собой на работу, так это были вынужденные меры, потому что оставить меня было не с кем. Я, кстати, работать на телевидении и не собирался. Случайно получилось. И думаю, Ворошилов тут сыграл свою роль - он искал собеседников. И нашёл меня - он со мной советовался. Ему важно было обсудить с кем-то, что азартно, а что нет. Ведь игра "Что? Где? Когда?" предполагает ещё и настоящий спортивный азарт.
- Есть дети закулисные, а вы просто закадровый ребенок!
- Да. В моём глубоком детстве случалось и такое: когда нужен был ребёнок в кадре, меня тут же - в кадр.
- И ваша первая роль?
- Такой известный режиссёр телевидения Владимир Акопов (он делал "А ну-ка, девушки!", "От всей души", "Счастливый случай", "Трамвай-желание" с Александром Масляковым) снял меня в своей передаче, в которой он расспрашивал разных детей, почему они любят маму. Мне в то время было лет пять, и именно тогда я
получил первые заработанные 8 рублей 20 копеек.
- За любовь к маме вы впервые получили 8 рублей 20 копеек, а потом стали и главным "любовником" - ведущим передачи "Любовь с первого взгляда"...
- Это было намного позже. (Заулыбался) Пока вёл передачу (в течение восьми лет), я так много узнал про любовь, что даже устал от неё. В этом смысле, как мне кажется, в "Что? Где? Когда?" невозможно выработаться. Хотя бы потому, что в передаче всегда разные люди, разные вопросы. В программе звучат вопросы на темы, которые мне интересны. И всегда есть возможность через постановку вопроса выразить, высказать то, что волнует. Поэтому "Что? Где? Когда?" - долгоиграющая форма существования человека, который её делает. И такого тупика, как например, в "Любви с первого взгляда", быть не может. Не нравится эта тема - возьми другую. Надоело про японцев спрашивать, займись турками.
- Я заметила, команда телезрителей любит задавать японские вопросы.
- Я знаю. Даже в первой игре этой летней серии игр первый вопрос был про японскую женщину. Почему задают? Потому что японское мышление для нас с вами парадоксально. А нас в игре больше всего интересуют всякие парадоксы - мы на этом строим передачу. Правда, смотрю, и Индия сейчас становится интересна
телезрителям.
- Много вопросов приходит?
- Очень! Но только каждый пятитысячный вопрос попадает на игровой стол.
- Благодаря Интернету, наверно, еще больше?
- Как это ни странно, но по Интернету пока приходят плохие вопросы. Люди почему-то присылают вопросы, глубоко над ними не задумываясь.
- Признайтесь, вы "свои" вопросы часто задаете?
- Что значит "свои"? В лучшем случае только десятый отобранный вопрос звучит в том виде, в котором его телезритель прислал. И всегда у нас возникают проблемы с видеоплёнками, на которые записывают свои вопросы телезрители. У них получается или очень просто, либо загадывают нечто такое, что попробуй отгадай.
- А вам приходится все эти вопросы и ответы еще и проверять...
- И тут возникает самая большая проблема. Заключается она в том, что наши газеты и журналы зачастую публикуют непроверенную информацию. У редакторов столько сил уходит на проверку того или иного факта, напечатанного в газете! С другой стороны, если интересную информацию (явно предназначенную для
знатоков) печатает какая-то центральная газета, то каждое пятое письмо, как правило, приходит с разнообразными вариантами вопроса на эту тему. Удивительно, что телезритель не понимает: знатоки читают те же газеты! Эти вопросы тогда ведь и задавать бессмысленно. Но это меньшая беда. Основная - непроверенные факты. Например, как-то в одной газете написали, что в Америке на сов охотились таким образом: охотник вставал перед филином, показывал ему в ночи что-то светящееся и начинал ходить вокруг дерева. И филин, поворачивая за охотником голову,  скручивал себе шейные позвонки и падал замертво. (Рассмеялся) Вот такая информация  была напечатана, причём не первого апреля...
- Откройте какой-нибудь секрет начавшихся летних игр.
- Ничего необыкновенного не планируем. В "Что? Где? Когда?" очень редко срабатывают домашние заготовки. Само действо зависит, как правило, от импровизации во время игры. Это прямой эфир! И любая случайная реплика знатоков или ведущего может передачу увести в совершенно другое русло. Всё зависит от того, какое у меня, например, будет настроение в ту или иную секунду передачи, кто, когда и чем меня отвлечёт, как я на это среагирую, как на это среагирует знаток... Например, ляпнул знаток что-то еле слышно, ведущий к реплике прицепился, знаток обозлился - произошёл конфликт. Или наоборот - ведущий нечто такое произнёс, что все знатоки за столом расслабились, и даже на гостей такая благодать снизошла...
- Такие вещи очень заметны и телезрителю! А еще заметно, что вы, господин ведущий, очень часто просто провоцируете знатоков!
- У нас всё-таки, и на это я хотел бы обратить внимание, не только игра в вопрос-ответ. Для меня самое интересное в "Что? Где? Когда?" - исследование человеческой природы. Только с кем-то получается, а с кем-то нет.
Знаете, в чём состоит моя подготовка к игре? Перед игрой с конкретной командой я готовлю не только вопросы, ещё я пытаюсь понять, чем я каждого из игроков могу "выбить из седла", но в интеллигентней форме.
- Так вот вы какой?! Хотя программу "Что? Где? Когда?", наверно, другой бы человек и вести не смог. Нужно быть достаточно жестким.
- Жёстким я никогда не был, я скорее ироничен. Те, кто мою иронию не понимают, считают меня жёстким, а кто понимает, считает, что я весёлый. А   готовлюсь я к тому, как мне играть с соперником. Вот например, в прошлой серии играла команда Алеся Мухина, которая (обыграв "совистов") считала себя просто пупом земли. И я эту команду на игре начал хвалить. Говорил: "Вы самые лучшие, самые сильные!"
Причём каждому игроку говорил, что он самый-самый. И ребята растеклись, на вопросы перестали отвечать, помнили только, какие они замечательные! И проиграли. Или, раскрываю секрет, я знаю, что у Муна по жизни конфликт с Друзем.
Он из-за Друзя не получил "Хрустальную Сову" (а получил Ровшан Аскеров).
- Так на этом вы целую игру построили!
- Да! Я просто напомнил Муну об этом факте в начале игры. Но в тот момент, когда игра уже шла в прямом эфире. И всё! Вот если бы я сказал ему об этом перед эфиром, я бы своей цели не достиг. Вот почему я общаюсь со знатоками только в эфире!
- Принципиально?
- Так сложилось, что я со знатоками вне игры не общаюсь. Я хочу чтобы мы обо всех проблемах говорили в эфире. О здоровье жены можно и после программы, но о делах - только в прямом эфире.
- Михаил Мун мог на вас обидеться!
- Почему? У него из-за этого ко мне неприязни нет. Я его спросил: "Как вы думаете, почему Друзь отказался от того, чтобы именно вы стали обладателем "Хрустальной Совы"? Мне казалось, что вы более достойны, чем
Аскеров". Тут Мун и растерялся, не зная, что ответить. Друзь-то стоит рядом. А я ему доброжелательные слова сказал.
- Но напомнили!
- Напомнил... И до конца игры Муна было не видно.
- Вот вы сказали - готовлюсь играть с соперником. Так вы на стороне телезрителей? Между прочим, сами телезрители, хотя вопросы и задают, в большинстве своём болеют за знатоков!
- В определённой степени знатоки - мои соперники. (Рассмеялся.) Это вечный спор: за кого был Ворошилов - за телезрителей или за знатоков. То одним, то другим подсказывал. В своё время очень хорошо Константин Эрнст сформулировал (уже после смерти Ворошилова): "Ворошилов был не за знатоков и не за телезрителей. Ворошилов был за самого себя!" И он попал в точку. Потому что Ворошилов действительно был за себя. Он был за передачу!.. В какие-то моменты ему удобно было быть за себя, в какие-то - за телезрителей, в какие-то - за знатоков. Он ведь выступал в "Что? Где? Когда?" как третье лицо! Ему было удобнее всего (как и мне сейчас) идти на сопротивлении.
- Получается, вам абсолютно всё равно, кто выиграет?
- В конечном итоге - да. Для меня важно, чтобы счёт был 5:5. Вот что мне важно.
А при счёте, например, 5:2 в пользу знатоков я чувствую, игра проседает. Знатоки расслабляются. С этой точки зрения мне важно, чтобы игроки и знатоки шли "ноздря в ноздрю". И когда счёт игры уже 5:5, когда любой раунд может стать последним, мне абсолютно всё равно, кто победит.
- В первой игре этого летнего сезона вы перед очередным раундом произнесли, обращаясь н капитану команды Бориславу Алексееву: "А теперь, господин капитан, два вопроса вы можете и проиграть". Что за советы во время игры? Между прочим, знатоки сразу же проиграли очко!
- Для чего я задаю игрокам подобные вопросы? Я могу тем самым  перевести игрока в другое эмоциональное состояние. Вот, например, Диме Коноваленко однажды сказал: "Вы меня просили не говорить, что у вас четверо детей, я и не буду". Эта информация была единственной, которая могла вывести его из себя.
- Вы все-таки противник знатоков!
- Я не против знатоков! Для меня важно, чтобы они маску с которой сели за стол, сняли. Чтобы стали естественными. В своё время я говорил по поводу удачного или неудачного интервью или передачи. Если человек в процессе сказал то, что не собирался говорить, интервью или передача удалась! Но, чтобы этого
добиться, интервьюеру или ведущему надо очень постараться. Потом, я же не преследую цель ругаться с игроками! Я их прощупываю. Например, если я чувствую, что Друзь раздражается на мои слова, я тогда могу прочитать ему какое-нибудь ласковое стихотворение. И он сразу поймёт: он - "любимая жена товарища
Сухова". Есть же разные способы воздействия.
- Но Александр Друзь столько лет играет в "Что? Где? Когда?", потом он мудрый, ему ли обижаться?!
- Кстати, обижается больше всех он! Правда, молодых я и дёргаю меньше. Но пока!
Кстати, Александр Друзь до 1983 года выступал, если не сидел за столом, в роли "Кто подсказывает? Друзь!" Он всегда подсказывал, этим и запомнился телезрителям.
- Получается, звёзд вы делаете сами.
- Документальные люди - наш принцип. И многие наши игроки сегодня очень известны, - Вячеслав Никонов сейчас президент фонда "Политика"... - Нурали Латыпов - у Юрия Михайловича Лужкова. Андрей Каморин - один из лучших кинопродюсеров. И так далее. Ровшан Аскеров в Азербайджане вообще стал героем нации. У нас-то игроков всего тридцать, а известных - с десяток.
- Любимое изречение Владимира Ворошилова было: "Исполнение всегда  опережает замысел". Девизом жизни - его же высказывание: "Прекрасное постигается без размышления". С каким лозунгом вы, Борис, идёте по жизни?
- Думаю, для лозунга я всё ещё молод. И такого сформулированного жизненного кредо у меня нет. Но с тем, что Ворошилов говорил, я согласен. Хотя, открою вам секрет, я хорошо знал Ворошилова, и могу вам сказать, что у него в разные моменты жизни были разные лозунги. Сейчас один, через день другой. Он был художником по призванию. Хотя и сбросил он с себя это одеяние, у него художественное начало присутствовало в большей степени, чем у меня.
Он азартнее меня. Я лишь больше переполняюсь эмоциями во время передачи, чем он когда-то.

Ирина Иванова

Hosted by uCoz