Интервью с Константином Кнопом.

25 июля 1998 года. Москва. Физматшкола МГУ. 10 сильнейших головоломщиков страны приглашаются на отборочный турнир к очередному Чемпионату Мира по головоломкам. В ходе этого турнира нужно было отобрать 4 человека в команду для поездки на ЧМ. Я приезжаю заранее. В холле сидит один-единственный человек небольшого роста. Что-то сосредоточенно чертит. Думаю: "Наверное, из наших. Неужели решает задачи?" Так и есть :-) Знакомимся. Человека зовут Константин Кноп. Постепенно подтягиваются и остальные участники. Вот уже и все в сборе. Никому, конечно, и в голову не приходит сейчас что-то решать. Ведь предстоят 4 тура отборочного соревнования. В общей сложности никак не меньше, чем три часа непрерывного головоломствования. Возникает дискуссия о правильности тренировки непосредственно перед соревнованиями. Константин лишь ограничивается словами "Я знаю, что делаю" и продолжает решать. Похоже, что запас задач у него подходит к концу. Тогда я предлагаю одну из своих, далеко не самую простую. Через 5 минут найдено единственно верное решение.

Поразивший меня человек занял в том отборе одно из призовых мест. Но в связи с августовским кризисом 98-го спонсорской поддержки не стало и сформированная сборная России на ЧМ не едет. В Турцию поехали только те, кто смог за свой счёт. К сожалению без Константина и других звезд.

22 июня 2002 года. Москва. Центр дополнительного образования "Дистантное обучение". 5-ый Чемпионат России по головоломкам. Чемпионом и в личном и в командном зачёте становится Константин Кноп. Поверите ли, но у нас с Константином как раз была запланирована беседа в рамках настоящего конкурса. А тут такой повод :-) Конечно, я отметил только фрагменты головоломочной составляющей жизни моего собеседника. Можно рассказать, например, об участии в матчах "Россия - Украина" и в подготовке различных конкурсов. Здесь не уместить и десятой доли всех достижений.

Сегодня 35-летний петербуржец Константин Кноп - Президент Интернет-клуба "Что? Где? Когда?", член Правления Международной Ассоциации Клубов ЧГК, руководитель информационной комиссии МАК, редактор журнала "Компьютерра", игрок команды "Пузляры", ...

А. Н. Как у Вас на все сил хватает?

К. К. На все -- не хватает. Причем очень не хватает. Ни сил, ни времени, ни денег... Например, вот уже несколько лет я практически не смотрю телевизор. То есть смотрю, конечно, но очень-очень редко.

А. Н. По собственному опыту знаю, что человек, активно занимающийся общественной работой, может иметь проблемы с пониманием необходимости этого со стороны родных. Поддерживают ли Вас родственники?

К. К. Из дому пока не выгоняют. Значит, по крайней мере, готовы терпеть все мои хобби, увлечения, разъезды по математическим соревнованиям и так далее...

А. Н. У Вас ведь был не совсем обычный способ получения образования...

К. К. Да, я учился в Одесском университете, в общей сложности почти 10 лет (перерыв на 2 года армии, а после армии я закончил третий курс, сдал зимнюю сессию 4-го и... фактически ушел из университета, поскольку пошел работать. Сдавал экзамены за 4-й и 5-й курс в очень свободном графике и растянул это аж на 4 года.)

По специальности я работал довольно долго: преподавал в одесских школах математику и информатику, вел (вместе с Игорем Мительманом) "олимпиадные" кружки. Когда в 1991 году "наши" кружковцы доросли до 10-11 класса, они повыигрывали на Всеукраинской олимпиаде по математике столько дипломов, сколько одесситам не удавалось завоевать за три предыдущих года. В результате нас заметили -- и дали звания отличников народного образования Украины. Говорят, многие учителя получают это звание только перед выходом на пенсию... А нам с Игорем было по 24 года.

А. Н. Расскажите головоломную историю той поры...

К. К. В начале 90-х годов мы организовывали в Одессе фестивали юных математиков. Сентябрь, бархатный сезон, море еще теплое, а все лагеря и гостиницы уже пустые... Понятное дело, что детки приезжали к нам не только задачки порешать, но просто отдохнуть, на море искупаться, набраться сил... А вокруг цены взлетают, как советские ракеты на Байконуре...
Представьте: столовая, время обеда. Школьники и взрослые двигаются с подносами мимо раздачи, а член нашего оргкомитета Олег Крижановский вместе с директором столовой считают число выданных порций. Виртуозность этого подсчета я не могу забыть по сей день. Выглядело это примерно так: сорок шесть, сорок семь, сорок восемь, сорок восемь, сорок семь, сорок восемь... Разумеется, между собственно счетом чисел Олег умудрялся еще рассказывать директорше какие-то байки, и та очень громко смеялась. Но все-таки время от времени, видимо, замечала какие-то неправильности подсчета, и тогда Олег переставал фокусничать и начинал считать честно: шестьдесят шесть, шестьдесят семь, шестьдесят восемь... Однако при малейшей возможности отыгрывался: после шестидесяти восьми произносилось "пятьдесят девять" -- а затем снова по порядку...
Жило и ело у нас тогда более 110 человек. При счете порций больше сотни не оказывалось ни разу, а сотня "набегала" только тогда, когда наш народ чересчур рьяно стал ходить за добавками... Но самое интересное в этой истории вовсе не то, что хитрые математики сумели обдурить простаков-общепитовцев. Самое интересное было в последний день. Фестиваль заканчивался, дети почти все разъехались. И вот тут директорша столовой пригласила Крижановского на склад и предложила взять оттуда дефицитнейшие тогда гречку, сахар, тушенку... Все это - бесплатно.
Видимо, столовские работники тоже остались не внакладе... Как-никак, платили мы наличными, а квитанций не требовали.
Вот тогда я по-настоящему понял, чем рыночная экономика отличается от плановой...

А. Н. Веселая жизнь :-) Собираетесь ли написать книгу?

К. К. Когда-то собирался, и даже не одну. А сейчас этот зуд прошел: писать и так приходится очень много...

А. Н. Как давно увлекаетесь головоломками?

К. К. С детства. "Пятнашки" научился собирать в неполные пять лет.

А. Н. Как пришли в ЧГК?

К. К. Есть такой замечательный город -- Одесса. Жить в Одессе, учиться на мехмате и при этом оставаться в стороне от КВНов и интеллектуальных игр было просто невозможно. Вот и меня засосало.

А. Н. Элитарная телеигра ЧКГ, очная спортивная ЧГК, Интернет-ЧГК. А велика ли разница между ними?

К. К. Фактически -- это три разных игры.

А. Н. Несколько слов о структуре Интернет-клуба...

К. К. Высший орган руководства - Большой Совет (БС). Сессии Большого Совета назначаются по мере того, как накапливаются проблемы, которые БС'у нужно решать. В БС может войти любой игрок, который отыграл минимум один сезон. В промежутке между сессиями оперативные вопросы решает Малый Совет клуба. А президент - это просто человек, координирующий работу Малого Совета.
Но вся эта "бюрократическая" надстройка касается только "нетворческих" вопросов. Соревнования же имеют совершенно отдельную структуру "властей": каждый из интернет-турниров имеет свой Оргкомитет, которым руководит координатор турнира. Именно оргкомитет решает все вопросы, связанные с проведением турнира.

А. Н. Сколько человек сейчас в клубе?

К. К. Спросите что-нибудь попроще. Я даже не знаю, как наших людей правильно подсчитать: ведь часть игроков временно не играют ни в одном текущем турнире, в то же время по-прежнему считая себя членами клуба. В то же время в клубных списках, несомненно, есть "мертвые души" - люди, которые когда-то сыграли в IGP, а потом больше к нему не возвращались. Мне кажется, что активная часть клуба -- что-то около трех сотен
человек.

Примечание А. Н. IGP (Internet Grand Prix) - один из клубных турниров, в котором играющие команды делают вопросы друг для друга, а занятые места определяются по системе микроматчей.

А. Н. Стать членом клуба и называть себя знатоком может любой желающий?

К. К. Конечно. И каждый может ознакомиться с нашими ресурсами: news.chgk.info -- Летопись, db.chgk.info - База отыгранных вопросов, konstantin.knop.com/chgk.html - мой путеводитель по клубным страницам.

А. Н. Неужели у Вас есть какие-нибудь увлечения кроме ЧГК и головоломок?

К. К. На скрипке люблю (и вроде умею) играть. Только вот инструмента сейчас нету...

А. Н. Почему мы не видим Вас на телевидении? Неужели такой незаурядный человек недостоин того, чтобы о нем узнали больше людей?

К. К. Вы меня не видите на ТВ, потому что мне не хочется туда попадать. Единственный раз был момент, когда я подумал, что это было бы мне интересно -- это когда два года назад собирали сборную Интернета по итогам игр на Рамблере. Но в ту сборную меня не позвали, а входить в какие-то другие телекоманды мне совершенно не хочется.

А. Н. Приблизительно полгода назад я предложил провести Интернет-матч "Головоломщики против Знатоков". Проект регламента Вы прочитали. Сможете ли помочь с организацией подобного матча?

К. К. Почему нет? Давайте попробуем.

А. Н. Недавно мы обсуждали этот вопрос с Президентом клуба ценителей головоломок "Диоген" Владимиром Рыбинским. Сошлись на том, что задачи типичные для клуба, то есть классические и оптимизационные, знатоки решать не захотят. Так что единственная возможность провести его - на задачах, доступных для решения всем. Задачи (если угодно вопросы) матча должны строиться на общеизвестной информации и требовать от решателя смекалки. В качестве примеров таких задач можно рассмотреть многие задания ПРОСТЫХ конкурсов. Как Вам такой тип заданий?

К. К. Мне -- нормально. Но я не самый "типичный" знаток: очень многие знатоки терпеть не могут так называемых "пузелей", а я их очень люблю... В то же время для головоломщиков соревноваться со знатоками на их поле, то есть играть ЧГК-вопросы -- это занятие практически безнадежное.

А. Н. Возможно, знатокам даже не придется придумывать задания специально для матча. Не исключено, что подойдут некоторые вопросы резервного тура очередного ИГП. Вы будете играть за знатоков?

К. К. Да, наверное, я буду играть за знатоков.

А. Н. Предполагаю, что ничего страшного не случится, если итоговый счет будет 10:10. Гораздо хуже, если останется много нерешенных задач.
Как Вы считаете?

К. К. Есть такая беда. Она очень вероятна, если команды будут играть на заданиях друг друга.

А. Н. Капитанам команд надо согласовать регламент и уговорить известного Знатока на роль судьи-редактора этого матча. Но это уже тема для отдельного разговора.
А сейчас я прошу назвать 10 сильнейших русскоязычных Знатоков и 10 сильнейших российских Головоломщиков.

К. К. Десятку знатоков назвать ОЧЕНЬ трудно: кандидатов-то гораздо больше, а играют знатоки все-таки не индивидуально, а командами...
Александр Друзь, Максим Поташев, Александр Либер, Борис Бурда, Юрий Выменец, Анатолий Вассерман, Дмитрий Жарков, Анатолий Белкин, Владимир Белкин. Это девять человек. Ну и хватит, наверное...

Десятку сильнейших спортсменов-головоломщиков назвать гораздо проще: менее года назад мы ездили на чемпионат мира в Брно двумя сборными, то есть ввосьмером. Весь тот состав -- Алексей Олешов, Ваня Грищенко, Яков Зайдельман, Ольга Леонтьева, Александр Панкратов, Риад Ханмагомедов, Андрей Тремба и ваш покорный слуга. Ну и, разумеется, плюс Андрей Богданов -- это и есть, видимо, сильнейшая группа.

А. Н. Любопытно, что один из названной девятки Головоломщиков уже "обидел" одного из девятки Знатоков. Было это в телеЧГК в позапрошлом году, а совсем недавно - 14 июля, на НТВ показали повтор той интереснейшей игры. При счете 5:5 Головоломщик, выступавший в качестве телезрителя, задал вопрос, на который неправильно ответил Знаток, капитан игравшей команды. Так что вызов-то брошен давным-давно :-))
На самом деле настоящей интриги здесь, конечно, нет. Ведь теперь многие головоломщики - знатоки. Так что разделение на две категории довольно условное.
Все мы любим играя думать, а думая - играть. И пусть Интеллектуальные Игры живут и процветают во всех своих многочисленных проявлениях!

Позвольте закончить на этой оптимистической ноте :-) Хорошего всем настроения!

Антон Никонов.

Hosted by uCoz