ЧТО ТАКОЕ МЕТКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОПРОСНИКА
Под "меткой" обычно понимают
априори неизвестную игрокам информацию,
введенную в вопрос для отклонения ответов,
которые, с точки зрения автора вопроса,
правильными не являются. Например, это может быть
никому неизвестная дата, место действия, ссылка
на источник, из которого взят вопрос и т.д.
Далеко не все, что кажется игрокам меткой, не
несет никакой информации. Например, в вопросе
сказано "В журнале "Техника - Молодежи".
Эта фраза несет информацию о том, что факты,
взятые из источника, могут не соответствовать
представлениям современной науки. А если сказано
"В журнале "Наука и жизнь" - наоборот,
почти наверняка соответствуют.
Ссылка на Никиту Богословского подразумевает
остроумие ответа, ссылка на Жириновского -
его(ответа) агрессивность и т.д. Даже метка "Что
у меня в кармане?" отсекает целый ряд ответов,
наприме "Атомная бомба". К подобным, несущим
информацию меткам (назовем их "не-метки"),
относятся большинство меток, которые ставят в
вопрос хорошие вопросники. Высшим пилотажем
среди вопросников считается поставить
"не-метку", которая на первый взгляд
воспринимается, как метка. Но в данной статье я
хочу исключить эти "не-метки" из
рассмотрения, и заняться исключительно чистыми
метками, или, как некоторые предпочитают их
называть, "черными метками"
Итак, для чего в вопрос ставят метки? И хороший, и
плохой вопросник ставит их с одной-единственной
целью - обезопасить себя от формальных дуалей.
Под "формальной дуалью" я понимаю ответ,
который соответствует вопросу без метки на
фактическом и логическом уровнях, но не
соответствует ему на интуитивном.
К сожалению, в последнее время в среде знатоков
появилась некоторая тенденция к
"выхолащиванию" интуитивной компоненты
вопросов. С точки зрения радикального крыла
этого направления, ни красота факта, ни
соответствие авторским намекам, ни соответствие
ассоциациям и аллюзиям, вызываемым текстом
вопроса, не явяются необходимыми для правильного
ответа. На мой взгляд, такая позиция сильно
обедняет нашу игру, ибо сводит ее в лучшем случае,
к олимпиадному, а в худшем - к викторинному
уровню.
Красоту факта, положенного в основу вопроса,
невозможно оценить количественно. Однако
большинство из нас способно отличить мазню
"маляра безродного" от "Мадонны"
Рафаэля. И именно для защиты вопросов,
построенных на красивых фактах, от
"некрасивых" формальных дуалей, и
предназначены метки.
Конечно, далеко не все, что кажется красивым
вопроснику, на самом деле является таковым.
Однако за девять лет моей игровой практики,
количество вопросов, обоснованно защищенных
метками (то есть вопросов, в которых авторские
намеки и красота факта позволяют дать авторский
ответ), превышает количество вопросов,
необоснованно защищенных метками, как минимум в
несколько раз. Поэтому отмена меток, как класса,
наносит гораздо больший вред. Плохие вопросы
были, есть и будут всегда - вне зависимости от
того, будут в них метки или нет. А вот хороших
вопросов на интуицию без меток станет гораздо
меньше, ибо именно ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИНТУИТИВНОЙ
КОМПОНЕНТЫ ВОПРОСА ОТ ФОРМАЛЬНЫХ ДУАЛЕЙ И
ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ МЕТКИ.
Безусловно, существует соблазн, поставив в
вопрос метку, не потрудиться добавить в него
отсечки на логическом или интуитивном уровне -
дескать, раз метка есть, дуалей не будет. Но,
поскольку обратная связь с вопросником всегда
есть, либо вопросник когда-нибудь осознает свою
ошибку, либо просто на его вопросах перестают
играть...
Типы меток
-----------
В последнее время возникла тенденция делить
метки на "чистые" и "нечистые". Целый
ряд клубов (из известных мне - это интернет-клуб,
тель-авивский клуб и самарский клуб) попытались
поставить "вне закона" разные типы меток. В
Интернет-клубе - это метки из личного опыта
автора вопроса, в тель-авивском клубе - метки типа
"черный ящик", в самарском - вообще все метки.
На мой взгляд, никакой принципиальной разницы
между меткой "в газете "Кривда" писали"
и "на одной из стен автор вопроса прочитал
слово из трех букв" нет - ибо априори у нас нет
никаких оснований не доверять автору вопроса, и
верить журналисту больше, чем ему. Более того,
метка на личный опыт автора вопроса
"честнее" - ибо она одинаково недоступна
всем игрокам, в отличие от газеты "Кривда",
которую выписывает не только автор вопроса, но
еще и один-два игрока, играющих этот вопрос. Что
же касается утверждений, что автор и соврет -
недорого возьмет - то он, как бы, и ответы одной из
команд слить может. Мы же в этом его не
подозреваем?
Аналогичная ситуация с меткой типа "Черный
ящик". Мало того, что она "честная" - то
есть в равной степени неизвестная всем играющшим
командам - часто она еще и несет некоторую
информацию о размерах предмета, его доступности
для дежурной команды (врят ли ДК положит в черный
ящик алмаз "Орлов"), то есть в большинстве
случаев является "не-меткой".
Ну и, наконец, несколько примеров обоснованно
помеченых вопросов. Позволю себе нескромно
обратиться в этих примерах к собственному
творчеству.
Вопрос:
По мнению Мережковского, от первого мы узнаем,
что ОН делал, от второго - что ОН говорил, от
третьего - что ОН чувствовал, а от четвертого,
которого нередко противопоставляют первым трем -
чего ОН на самом деле хотел. Мы не спрашиваем, кто
ОН. Назовите имена четверых.
Ответ: Марк, Матфей, Лука, Иоанн
В данном случае, для тех, кто знает, что
Мережковский много писал о христианстве, "по
мнению Мережковского" явлеятся классической
"не-меткой".
Вопрос:
Трейдеры на фондовых биржах стремятся всячески
принизить своих конкурентов, что нередко
приводит к травмам. С целью уменьшения
производственного травматизма несколько
месяцев назад на Чикагской фондовой бирже
приняли постановление, ограничивающее... Что?
Ответ: Высоту каблуков трейдеров.
Комментарии: Чем выше каблуки, тем заметнее
трейдер. И тем легче вывихнуть лодыжку.
В данном случае, "Чикагская фондовая биржа" -
классическая метка. Без нее вопрос выглядел бы
примерно так:
Трейдеры на фондовых биржах стремятся всячески
принизить своих конкурентов, что нередко
приводит к травмам. Что нужно ограничить для
того, чтобы уменьшить их производственный
травматизм?
С формальной точки зрения, ответов на этот вопрос
может быть очень много. Но врят ли (во всяком
слуаче, мне неизвестно, а за судьбой своих
вопросов я обычно внимательно слежу) найдется
ответ, соответсвующий вопросу нa интуитивном
уровне не хуже авторского.
Вопрос:
Александр Генис как-то заметил, что на японской
гравюре художник нередко сажает у самой рамы
громадную бабочку, чтобы показать в растворе ее
крыльев... Что? И - какое?
Ответ: Крохотную Фудзияму (ЗАЧЕТ: Маленькую
Фудзияму, крошечную Фудзияму и т. д.).
"Александр Генис" - классическая метка.
Вопрос чисто интуитивный, и мнения по нему
полярно разошлись - сторонники чисто логического
подхода посчитали полной коломной, а сторонники
сохранения вопросов на интуицию были в полном
восторге.
Вопрос:
Утверждают, что в 1890 году владелец ливерпульской
фабрики рыболовных снастей запатентовал то, что
основанная им фирма выпускает и по сей день. А что
чаще всего, но, к сожалению, не так часто, как
многим из нас хотелось бы, извлекают из его
изобретения?
Ответ: Футбольные мячи
Год и место (1890 и ливерпуль) - классическая
"не-метка", которая и выводит на футбол.
Вопрос:
А что, господа, способны ли вы поверить алгеброй
гармонию? Вот профессор Николаев с физфака МГУ
однажды предложил измерять женскую красоту в
радианах. А что конкретно он предлагал мерить?
Ответ: Угол поворота головы встречных мужчин.
"Профессор Николаев" - классическая метка.
Без нее вопрос бы выглядел так: А что, господа,
способны ли вы поверить алгеброй гармонию? Как
можно изменять женскую красоту в радианах?
И допускал бы любой ответ, каждый из которых по
уровню красоты на порядок хуже авторского.
--
Илья Ратнер