|
В "Своей игре", как выяснил
корреспондент "Денег" Анатолий Воробьев(на
фото), многое решает не то, что находится в голове,
а то, что расположено ниже пояса |
Вряд ли
найдется в России человек, который не был бы
знаком с телевизионными играми. Но есть еще и те,
которые в них участвуют. Корреспондент
"Денег" Анатолий Воробьев, будучи
опытным телеигроком, решил поделиться
информацией о скрытых подробностях жизни этих
самых популярных телешоу.
Пойми их
Все началось лет шесть
назад. Мы с друзьями долго и с интересом
наблюдали передачу "Пойми меня" --
телевоплощение детской игры "испорченный
телефон". Там, где угадывали слова с помощью
наводящих подсказок товарищей по команде: кто
быстрее и доходчивее подсказывает, тот и
побеждает.
В конце передачи были
титры: "Если хотите сыграть, звоните по
телефону...", но о том, чтобы воспользоваться
этим предложением, как-то никто всерьез не
задумывался. И вдруг один мой приятель сообщает,
что дозвонился в программу и через неделю надо
прибыть на просмотр. Быстро собрали команду, и,
бросив все, начали тренироваться, пытаясь
смоделировать игру. Работали денно и нощно, без
выходных.
Наконец пошли на просмотр.
За исключением внешнего антуража, это была копия
игры: редактор говорила первому участнику слово,
тот толкал в плечо второго, пытался это слово
как-то обозначить -- и так до пятого с контролем
времени. Ребятами остались довольны: они
продемонстрировали находчивость, быстроту и
изобретательность.
Назначили день съемок. В
команду я сначала не попал -- слишком много было
желающих. Но неожиданно выяснилось, что надо
подменить одного из игроков. Обратились ко мне. Я
согласился, решив, что ради такого случая можно
забыть про работу. И потом ни разу об этом не
пожалел.
В назначенный день пятеро
игроков-новобранцев, выбравшие себе ко многому
обязывающее название "Мужская логика",
прибыли к проходной на Королева, 12. Нас проводили
в студию, где мы и увидели ведущего Олега
Марусева, живьем. Он производил впечатление
сильно задерганного человека.
Игра шла "на вылет":
победил -- сражаешься дальше, проиграл -- до
свидания, ничья -- переигровка. За выигрыш каждому
члену команды полагались два мультимедийных
диска с софтом от спонсора, а также футболка и
бейсболка с его же логотипом. Команда, выигравшая
пять игр, получала главный приз -- по компьютеру
на брата.
Наш дебют был удачным --
пусть и с огромным трудом, но победили. Вообще,
надо отметить, что с непривычки после включения
камер и освещения в студии многие теряются и
потому, бывает, говорят совершеннейшие глупости
или, скажем, могут долго вспоминать, как звали
крокодила--друга Чебурашки. Между тем
большинство телезрителей отвечает даже на более
сложные вопросы быстро и правильно. На
телевидении, как выяснилось позднее, это
называется "синдромом игрока на диване".
Именно он обеспечивает большое количество
потенциальных участников, обрывающих телефоны
редакторских групп игровых телепрограмм.
Но вернемся к "Пойми
меня". На следующей съемке мы обыграли
экспертов УВД Западного округа Москвы. Это уже
было заявкой на публичный успех, поскольку
милицейская команда в редакторской группе
считалась сильной. После этого мы встретились с
детским коллективом -- чуть ли не из детсада, но
уже имевшим игровой опыт. (Это, как оказалось,
дорогого стоит.) Противнику была дана фора: слова,
которые предлагали командам, брали из разных
"стопок". В результате в одном из раундов
детям досталось слово "робот", а нам,
взрослым дядям,-- "поясница". В принципе
справедливо, к тому же нас об этом известили
заранее.
Вы можете спросить, а что
было бы, если бы мы выразили несогласие? Думаю,
что как минимум потеряли бы расположение женской
части редакторской группы. А группа -- полностью
женская... Опыт же показывает, что выиграть
вопреки этому расположению довольно сложно.
В той встрече победа
далась нам большим напряжением сил. Потом
смотревшие передачу знакомые в один голос
говорили: ну вот, мол, справились с детьми... Мы
оправдывались: да вы вспомните, одним --
"рисунок", а другим -- "энтузиазм".
В четвертой игре мы попали
на профессионалов -- актерскую команду. С первого
захода сыграли вничью. Но чтобы получить
заветные компьютеры, нужны были еще две победы.
Мы старались как могли, но сказалась усталость,
как физическая -- от четырехчасового (с
небольшими перерывами) стояния дрожали колени,--
так и психологическая. Осознавать, что за тобой
наблюдают миллионы телезрителей,-- пресс
нешуточный. А тут еще соперники-актеры
разыгрались. И, что немаловажно, показ следующей
игры (с участием победителя этой) планировался на
четвертое января.
"Мужская логика"
проиграла. Дело в том, что наши именитые
конкуренты пару раз подсказали друг другу, а
редактура программы смотрела на это сквозь
пальцы. Однако мы успокаивали себя тем, что это --
шоу, что никто не обещал честной спортивной
борьбы, и кто мы вообще такие -- что, страна, только
проспавшаяся после Нового года, должна
любоваться нашими физиономиями вместо лиц
известных актрис?
Так закончилась серия
съемок в "Пойми меня". Компьютеров мы не
выиграли, но зато получили некоторое количество
компьютерных дисков, футболок и кепок. Инициатор
нашей авантюры рассказывал позднее, что все
доставшиеся лично ему диски он продал по $25 за
штуку.
Игра ума
Поняв таким образом, что
телеигроки -- обычные люди, я попытался
претворить в жизнь давнюю мечту -- пролезть в
"Свою игру". Попасть на съемки оказалось
очень просто: пришел, предъявил паспорт и смотри.
Сходил раз, потом еще -- боязно: все игроки такие
умные, о таких вещах рассуждают... Так года
полтора ходил, боялся. И зря, надо было пробовать
-- столько времени упустил. Потом вследствие
какого-то телевизионного конфликта "Свою
игру" на некоторое время сняли с эфира. Но я все
же успел сыграть!
Сначала был отбор. Обычная
комната -- модель студии, куда по трое запускают
потенциальных участников. Стол с тремя кнопками,
вопросы, которые, правда, зачитывал не ведущий
Петр Кулешов, а главный редактор передачи
Владимир Молчанов, дублируются на мониторе. Нас
предупредили, что шансы есть у всех, а не только у
того, кто победит: то есть могут пригласить и
двоих, и всех троих. Или не пригласить никого.
"Все зависит от вашей игры",-- сказал
Молчанов.
Стало ясно, что, поскольку
речь идет о телевидении, даже в этой едва ли не
самой интеллектуальной игре очень важна
"картинка". И если не получается показать
себя очень сильным игроком, можно попробовать
"пролезть" на личном обаянии, так сказать,
телеэкстерьере. Кроме того, есть определенные
технологические тонкости, о которых не все знают
заранее. Так, в "Своей игре" нажимать на
кнопку следует лишь после того, как за ведущим
загорится лампочка. Нажал раньше -- фальстарт:
кнопка блокируется на пару секунд. А это очень
много! Рассказывают, что один из приезжих игроков
после съемки сказал: "Да знал бы, что тут по
лампочке играют,-- вообще бы никуда не поехал!"
Отбор я прошел успешно и
ждал звонка с приглашением. И дождался: Владимир
Молчанов лично сообщил, что мне предстоит играть
с Юрием Бершидским (музыковедом из Москвы, как он
его представил).
-- О! -- сказал я,-- я его знаю.
-- Да,-- ответил Молчанов,--
его все знают.
-- Да нет, я с ним лично
знаком.
-- Жалко, что вы раньше об
этом не сказали...
Как я понял позже, в
"Своей игре" считается, что лучше, если
соперники до игры друг с другом никогда не
общались -- в этом случае она будет более
напряженной и бескомпромиссной. Но соблюсти
такое условие довольно сложно -- почти все
постоянные игроки знакомы между собой, хотя
подчас испытывают друг к другу не самые
дружеские чувства.
Техническое оснащение
передачи оставляло желать лучшего. Я до сих пор
невольно улыбаюсь, когда ведущий в финальном
раунде говорит: "Ставки сделаны. Они внесены в
память нашего компьютера". Дело в том, что
раньше после этих слов останавливали съемку и
главный редактор программы собирал у игроков
бумажки с написанными на них ставками. Потом та
же процедура повторялась с ответами.
Я тогда проиграл, зато
набрался опыта -- например, понял, что для
участника "Своей игры" очень важна хорошая
физическая форма -- уж больно долго стоять
приходится.
Игра в дурака
Мы пытались сыграть и в
"Сто к одному". Но с этой программой никак не
удавалось связаться по телефону. Потом появилась
"О, счастливчик!". Я, следуя указаниям титров,
пытался туда дозвониться (а позже -- и в ее
продолжение "Кто хочет стать миллионером").
Звонки -- платные, около доллара каждый. Денег
истратил много, и не то чтобы на вопросы
компьютера отвечал неправильно -- наоборот! Но,
цитируя незабвенную фрекен Бок, таких, как я, на
телевидении было, видимо, хоть пруд пруди. С
слову, стандартные вопросы программы не слишком
сложные. А один раз я даже успел слазить в
энциклопедический словарь и с тех пор помню, что
режиссер фильма "Трактористы" -- Пырьев.
Тем временем игроки
"Мужской логики" записались в
"Детектив-шоу". Это не столь высокобюджетная
передача по сравнению с упомянутыми выше. Но
однажды команде повезло: призовой фонд
неожиданно удвоили -- до 48 тысяч рублей. И сборная
-- три игрока из разных команд, в том числе наш
"легионер" Дмитрий Лурье по прозвищу
Супермозг, сумели взять его целиком. Дмитрий
благородно разделил честно заработанные им
шестнадцать тысяч между всеми членами
"Мужской логики" поровну.
В начале декабря прошлого
года мне посчастливилось сняться в передаче
"Слабое звено". Очень познавательное
мероприятие получилось. Так, стало понятно, что
часть школьной программы без следа выветрилась у
меня из головы. Например, я перепутал ультразвук
с инфразвуком и теперь надеюсь, что моя любимая
учительница физики эту игру не посмотрит.
Еще интереснее были
психологические моменты. Дело в том, что по
условиям игры участники должны удалять
"слабые звенья" -- тех, кто играет хуже
других. Но никто не запрещает им избавляться тем
же способом от потенциальных конкурентов. "Не
высовывайся, прикинься ветошью, слейся со
стенкой, а то не дойдешь до финала... Вот, например,
один игрок заявил, что бывают хищные верблюды,
чтобы его не сочли слишком умным. И добрался до
финала",-- напутствовали меня. Я же в какой-то
момент увлекся и стал играть в полную силу.
В результате образовался
тандем игроков, который и вышел в решающий этап
игры, выдавив всех соперников. Меня зарезали
последним -- как курицу, несшую золотые яйца.
Ведущая Мария Киселева пыталась меня утешить на
прощание -- сказала что-то о торжествующей
серости.
После того как игрок
покидает съемочную площадку "Слабого
звена", его препровождают в отдельную
комнатку, где он должен дать "послематчевое
интервью". Захожу. Симпатичная дама говорит
мне сочувственно, что они-де все видели и крайне
возмущены поведением тех двух игроков, которые
меня убрали. Спасибо, отвечаю. А теперь, заявляет
она мне, мы ждем от вас праведного гнева. Нет
проблем. Знал, говорю я в камеру, куда шел, и
совсем даже не удивлен таким исходом. "Нет! --
прерывает меня дама.-- Надо побольше чувства!"
Пробую опять -- не то. И так несколько раз. Видимо,
решив, что толку от меня не добиться, дама
командует "стоп!" и ведет меня обратно в
студию. А по дороге как бы невзначай замечает:
"Вы что, не понимаете, каким рохлей себя
выставили? Будет же стыдно перед друзьями!" Ну
что же делать, мямлю. "А хотите это изменить?"
-- загорается она, и я понимаю, что если сейчас как
следует изойду желчью, то, может быть, случится
чудо -- пригласят в программу еще раз.
|