Источник информации: Русский журнал.


"Через пять лет Интернет не изменится, его просто увешают рюшечками и фестончиками"
Беседовал Виктор Захарченко

Дата публикации:  23 Апреля 2003

- Борис, для вас, как и для многих других, знакомство с Интернетом началось с электронной почты. Многие говорят, что этот сервис вскоре умрет - его заменят ICQ и ей подобные. Согласны ли вы с таким предположением?

Б. Бурда, знаток интернета- Дважды два - четыре, Волга впадает в Каспийское море. ICQ осуществляет все функции электронной почты и, кроме этого, представляет еще ряд возможностей. Таким образом, данная фраза равносильна утверждению, что электронная почта будет развиваться. Да, конечно - но почему это значит, что она умрет? Она будет расти, а это совсем другое дело.
Будущее конкретных почтовых программ никого не волнует - волнует осуществление нужных человеку функций. Кто-то весьма правильно заметил, что сверла диаметром четверть дюйма никому не нужны. Почему же их покупают? Да потому, что многим нужны отверстия диаметром четверть дюйма.

- Свой почтовый адрес вы ни от кого не скрываете. Как много спама приходит в день на ваш e-mail и какую реакцию он вызывает? Читаете ли вы, хотя бы бегло, спам?

- В среднем - 150-200 спамовых писем. Реакции уже никакой - это было раньше. Сейчас меланхолично истребляю, потому что все альтернативы еще хуже. Мой сервер уже установил антиспамовые фильтры - стали звонить друзья: "Почему на письма не отвечаешь, случилось что-нибудь?". Еле упросил их доверить фильтрацию моей почты мне самому.
Читать спам приходится - хотя бы для того, чтоб определить, что это именно спам. Но как реагировать - еще не придумал. Нравится уже описанный вариант, предлагающий давать объявления об оказании сексуальных услуг, продаже всяких ходовых товаров задешево, конкурсах на огромные призы, и давать в них адреса и телефоны спамеров.
Приходит также очень много неожидаемых писем от моих зрителей. Но их я спамом не считаю, стараюсь на все отвечать и скорее доволен, что они приходят - это говорит об интересе к моей программе. Главное их отличие от спама в том, что они адресованы конкретно мне.

- Интернет - это поле для диспутов или некий вселенский разум?

- По-моему, это просто средство связи. А на вселенский разум Интернет, по-моему, похож не больше, чем, скажем, телеграф. Просто это очень хорошее средство связи и некоторые люди со слабой психикой чуть-чуть растерялись и думают, что прочий мир гораздо менее интересен. Это они от примитивности...

- В одном из своих интервью вы утверждаете, что Сеть предоставляет, в первую очередь возможность общения. А используете ли вы Интернет для пополнения своих знаний? Если да, то вы просто серфингуете в поисках информации или существует специальная методика и система, в которую входит определенный круг сайтов?

- Любое хранилище информации можно использовать и для пополнения знаний. Интернет-то - уж точно. Дальнейшего вопроса просто не понял. Слово "серфингуете" знаю, но не могу точно сказать, что же оно значит. Четыре приятеля, у которых я просил уточнить его значение, описали мне его несколько по-разному. Никто никогда просто так ничего не ищет - есть поисковые сайты, справочные издания и базы данных. Но на этом специальная методика кончается.

- Можно ли выделить в Сети касту интеллектуалов, - есть ли их отличительные черты поведения в Интернете?

- Конечно, можно. Хамство, чванство, самонадеянность, крайняя грубость и агрессивность. Любой человек, декларирующий свою принадлежность к касте интеллектуалов, да и вообще к какой-либо касте, иным быть не может.

- Насколько мне известно, Ворошилов очень настороженно относился к компьютерам. Можно ли сказать, что их нынешнее участие в "Что? Где? Когда?" приносит пользу?

- В основном - только пользу, а если это не так - виноваты не компьютеры, предоставляющие людям огромные возможности, а люди, использующие их недостаточно хорошо. Например, нынешняя практика, согласно которой по Интернету можно прислать и задать знатокам любой вопрос, в том числе и идиотский, на мой взгляд, только вредит игре, у которой сейчас и так немало проблем - скажем, безликость ряда новых игроков и команд, которых с упорством дауна выставляют под телекамеры снова и снова, рассчитывая, что лет за двадцать они, авось, научатся.
Но это не значит, что компьютеры ненужны, - просто надо придумать, как делать это лучше. Ворошилов, конечно, не доверял компьютерам в основном по личным причинам - это техника не его времени. Но немалый позитивный смысл в этом был. Например, в том, что компьютеры - очень сильное средство и его надо применять особенно осторожно и искусно.

- Если бы сегодня состоялся матч в "Что? Где? Когда?" между людьми и искусственным интеллектом, основой к которого стал бы Интернет, чью победу вы бы предположили?

- Люди - причем с сухим счетом. Никакого механизма или программы, с помощью которой искусственный интеллект был бы способен играть в "Что? Где? Когда?", не существует. А создать его будет стократ трудней, чем научить компьютер играть в шахматы. "Что? Где? Когда?" - вещь гораздо менее формализованная, грань между правильным и ошибочным в ряде игровых ситуаций определяется скорей интуитивно, а компьютеры пока в этом разбираются плохо. Что будет в будущем - пока не знаю...

- На ваш взгляд, когда человек создаст искусственный интеллект? И можно ли считать Интернет его прообразом?

- Формально искусственный интеллект создан давным-давно. Еще в 1930 году испанский инженер Торрес-и-Кеведо демонстрировал шахматный автомат, который всегда успешно давал мат королем и ладьей одинокому королю. Но вопрос, наверное, не об этом. Есть такой критерий Тьюринга - человек задает на расстоянии вопросы кому-то невидимому - человеку или роботу, - и если он не может определить, с кем разговаривает, значит, действительно создан искусственный интеллект. К этому мы уже приближаемся. Но Интернет здесь совершенно ни при чем - он всего-навсего средство связи. Он только провода этого робота, и считать его интеллектом так же нелепо, как считать интеллектом человека его органы чувств.
Когда Ворошилов назвал Интернет всемирным разумом, я сразу же возразил: "Нет, это мировое подсознание". Вот и бродят в нем мысли, которые не стоит выдавать наружу в свет, как и в нашем настоящем подсознании...

- Интернет сейчас все больше наполняется информацией, но многое так и остается без его внимания. На ваш взгляд, нужно ли стремиться к тому, чтобы в Интернете было все - весь объем информации, получаемой человечеством?

- Кроме секретной по каким-либо причинам - от государственных до этических. А так - хорошо бы, чтоб было побольше. До сих пор не могу найти в Интернете этимологического словаря, а ведь для работы он очень нужен... (примечание редактора: Борис, Вам вот сюда. Спасибо Сергею Старостину и покойному Максу Фасмеру. - Р_Л.) Но не стоит забывать, что с увеличением объема информации придется как минимум резко увеличивать мощность поисковых машин. Если информация есть, но найти ее нельзя, - ее нет. Герой лемовского эссе "Перикалипсис" заявляет, что если из огромного количества уже изданных книжек есть одна, от которой зависит спасение человечества, то человечеству уже пришел конец, поскольку ее никто в этом океане мусора не найдет. С его рецептом борьбы с таким бедствием - сожжением всех книг, причем в первую очередь его собственной - я согласиться не могу, но об указанных им опасностях забывать не стоит.

- С каждым годом растет медийная сила Интернета, - как скоро Сеть вытеснит другие медиа, или же возможно мирное сосуществование и порождение гибридов?

- Скорее - второе. Можно прочесть интересную книгу на экране, а можно скачать, распечатать, переплести и по-прежнему валяться с ней на любимом диване, что значительно приятней. Газеты, появившиеся в Сети, не перестали ведь выходить - и вряд ли перестанут в ближайшее время.

- Интернет в плане общения - это люди, которые населяют Сеть. Не все из них соблюдают сетевой этикет. Возможно, стоит сделать эти неписанные правила официальным нормативным документом? Как вы вообще относитесь к вопросу регулирования Интернета государственными структурами?

- Кто-то хорошо сказал, что государство должно делать то, и только то, что никто, кроме него, прилично сделать не может. Так и с регулированием Сети. С нетикетом положение просто катастрофическое - залезьте в любую дискуссию на информационном сайте, и у вас создастся впечатление, что какие-то неведомые благодетели подключили к Интернету все сумасшедшие дома. Приятное исключение составляют кулинарные чаты - на них все вежливые, воспитанные и так любят друг друга... Все это не просто так - Интернет молод, и некоторые нормы просто не успели выработаться. Но подключать к регулированию подростковых чатов государство - это полный бред и вообще диверсия. Оно, бедное, и с тем, что должно делать, справляется едва-едва, а вы еще ему эту трудную задачу на шею вешаете...
Однако некоторые вещи никто лучше государства не сделает. Например, должен же кто-то ловить, обезвреживать и карать создателей вредоносных вирусов - общественности тут делать нечего, ничего, кроме суда Линча, из этого не получится. Так что забудьте о полной свободе - ее не бывает вообще, во всяком случае, для живых.
Если кто-то требует полной свободы информации, пусть скажет, согласен ли он, чтоб общедоступной стала информация об его банковском счете. А потом давайте посчитаем, сколько таких.

- Каким будет Интернет через пять лет?

- Практически таким же, как сейчас. Главное открытие уже сделано - теперь разве что обвесят уже созданный фасон рюшечками и фестончиками. Вот сети стану радикально быстрее и лучше, что приведет к более комфортному доступу. И число пользователей возрастет, причем не на проценты, а в разы. Ничего революционно нового не откроют. Если откроют - это уже не будет называться Интернет.

Оригинальная версия лежит здесь - http://www.russ.ru/netcult/20030423.html

Hosted by uCoz