Источник информации: 02.gif (1452 bytes).


Они так прекрасны в своих смокингах!

12.jpg (87685 bytes)Программа "Что?Где?Когда?" существует - страшно сказать! - уже 28 лет. За эти годы многое в передаче изменилось - теперь она снимается не в "Останкино"( как ранее), у нее другой ведущий, кардинально обновилась и форма одежды игроков. Неизменным остается одно - зрительский интерес к этой уникальной в своем роде передаче. Сейчас у знатоков началась осенняя серия игр - на съемках программы побывал коррепондент "РК" . ...Каблуки проваливаются в осеннюю листву, темно, хоть глаз выколи. Нескучный сад, где вроде бы должна сниматься программа "Что?Где? Когда?", сейчас больше похож на лес из детской страшилки. Вдруг из-за какого-то дерева, крадучись, выруливает дорогая иномарка. И едет по направлению... О! Да там целый остров огней. Миную железные ворота, грузовики колхозного вида. И наконец-таки обнаруживаю знатоков в смокингах и с бабочками. Часть из них кучкуется у вагончика. За дверью гример причесывает Александра Друзя. Знаменитый знаток довольно смотрится в зеркало: - Следующий! В самом главном помещении - в каменной беседке, где стоит рулетка - идут последние приготовления. Оказывается, самая долгоживущая и интеллектуальная программа нашего ТВ снимается в помещении размером с кухню в коммуналке! За счет зеркал, картин и высокого потолка с витражами да мастерства операторов на экране создается ощущение огромного пространства. В беседке сквозной проход, который выводит прямо в осенний сад. - Туда наверное вода попала, вот он и не горит! - это техники возятся в листве с одним из прожекторов, создающих золотистую дымку. А в это время все знатоки уже причесаны, припудрены и вовсю травят анекдоты, периодически бегая греться в вагончик. Одна за другой подъезжают машины, но на одной все останавливают взгляд - это приехала Наталья Стеценко, вдова Владимира Ворошилова, основателя программы и ее первого ведущего. Она является генеральным директором продюссерского центра "Игра" и соавтором программы. Наталья Ивановна гостеприимно пригласила меня в свою машину...
- Я удивлена - не ожидала, что ваша программа снимается в таком маленьком домике. Вам там не тесно?
- Сначала мы снимали в Останкино, потом в Совинцентре, одно время даже за рубежом - в Болгарии...Но здесь нам хорошо - тут все оборудовано под телевизионную съемку. Вообще -то это чайный домик, а неподалеку - бывшая усадьба Трубецких. Раньше в домике стоял самовар, и, когда дворяне прогуливались по парку, то заходили в этот чайный домик и пили чай. После революции здесь была лыжная база. "Моржи" плавали внизу в пруду, а потом приходили сюда тоже пить чай или кататься на лыжах. Когда мы сюда пришли, здесь валялись доски и хлам.
- Ваша программа существует 28 лет - это очень большой срок. В чем причина ее долголетия?
- Она подстраивается под современность. И в тематике вопросов, и в правилах игры, и даже в самих призах - вспомните, ведь сначала мы дарили победителям редкие книги, потом настала пора магнитофонов и шуб, а вот теперь - просто деньги. И все эти компоненты соответствуют сегодняшнему дню.
- Снижение интеллектуального уровня - тоже современная тенденция. Вот в прошлой программе ведущий Борис Крюк сказал знатокам:" Ваш интеллект вас погубит".
- Ну что вы? Вопросы стали гораздо сложнее, чем были в 80-е или 70-е годы, или даже в 90-е. Сейчас ни в одной передаче на телевидении нет вопросов с таким уровнем сложности. Но с другой стороны, мы не можем нашим знатокам задавать те вопросы, которые разыгрываются в других передачах. Это будет просто смешно.
- Получается, зрители становятся умнее?
- Думаю, что да. Но не буду скрывать - те вопросы, которые присылаются телезрителями, подчас являются лишь поводом для вопроса. В том смысле, что не всегда вопрос в эфире звучит в том виде, в котором его прислал телезритель.
- Сколько писем вы получаете?
- Мы измеряем мешками, в мешке где-то три тысячи писем. В месяц получаем от трех и более мешков. У нас очень жесткий конкурс, большое количество вопросов отбрасываем. Найти те вопросы, которые соответствуют знатокам, сложно. Они проходят несколько этапов - от разборщиков до ведущего. И Борис Крюк уже усложняет или дорабатывает их. Всегда проверяется, есть ли такой вопрос в Интернете. Например, на прошлой игре Илья Новиков вдруг говорит, что такой вопрос был в каком-то журнале в восемьдесят-мохнатом году, это же с ума можно сойти, какая память! Он еще не родился в этом году, а помнит. Игра "Что? Где? Когда?" показала, как можно натренировать свою голову. Те знатоки, которые играют постоянно, приобретают этот ценный навык и становятся профессионалами.
- Мне кажется, у телезрителя возникает закономерный вопрос: знатоки еще где-нибудь работают или только играют в программе? Наталья Ивановна рассмеялась.
- Конечно, они все где-то трудятся. Игра для них - хобби. Но благодаря ей они получают известность. Практически это реалити-шоу в лучшем его проявлении. Как говорил Борис Бурда - а он долго играл в "Что? Где? Когда?" - минута рекламы на телевидении стоит 25 тысяч, а я сижу у вас целый час. На самом деле это, конечно, юмор. Те, кто хочет себя прорекламировать, быстро отсюда уходит. Не потому, что мы их прогоняем, а потому что они не справляются с игрой. Она заставляет человека за этот час проживать кусок жизни. В прошлый раз Илья Новиков, когда проиграл, искренне радовался, что передача идет в пятницу - впереди у него есть два выходных, когда можно отсидеться дома.
- Чтобы стать игроком, нужно быть энциклопедистом?
- В принципе нужно много знать, но не только. Вопросы ставятся так, что нужно интуитивно почувствовать ответы. Найти и выбрать решение. Но самый ценный кадр - это капитаны. Они, как правило, не энциклопедисты. Это люди по сути своей очень хорошие менеджеры, которые умеют правильно поставить задачу, провести обсуждение и потом взять на себя решение. За все 28 лет у нас было очень много интересных игроков, но интересных капитанов - единицы.
- А еще я заметила, что у вас в передаче сложился настоящий культ личности ведущего!
- На самом деле - да. С одной стороны лучшего ведущего этой передачи, чем Ворошилов (я не беру сейчас Бориса Крюка) нет и не было. Но ему ни разу не дали ТЭФИ как ведущему - потому что даже академики не понимают, что такое ведущий "Что? Где? Когда?". Признавали, что он режиссер, личность, глобальный телевизионщик, академик, но то, что он - ведущий совершенно другого ранга, нежели остальные, - увы, нет. Наверное, это потому, что он работал за кадром. Но ведь попробуй проведи передачу за кадром ярче, чем в кадре. Да, это культ личности! А с кем будут соревноваться и бороться знатоки? Сейчас они изменились , у них распределились роли, кто-то стал резче, кто-то спрятался. Потому что они знали, как им бороться с Ворошиловым, а Борис другой и им надо подстроиться под него. И они пытаются: кому-то удается, кому-то нет. Ворошилова они уже могли просчитать, с Борисом им сейчас гораздо сложнее.
- Игра специально построена на конфликте?
- Конечно! Я не понимаю ведущих, которых все любят. Личность должна вызывать разные эмоции: любовь, презрение, уважение... Как передача может быть бесконфликтной? В любое произведение литературы, искусства должен быть заложен конфликт. Если его нет, то нет и произведения. Когда возникает скандал в эфире, мы считаем, что программа удалась. А самое интересное, что я видела за последние годы на нашем телевидении - это спор в прямом эфире между Леней Парфеновым и Димой Дибровым. Это было где-то три года назад, когда разгорались события вокруг НТВ.
- Одежда игроков и присутствующих создает впечатление элитного общества. Специально создается такой эффект?
- Как и в футболе, у нас есть разные команды - и любительские, и профессиональные, и чемпионы. Очень много в мире знатоков и клубов, но тех, которые могут попасть в этот маленький домик, - мало. Это действительно элита. Клуб живет по своим правилам и законам. Одно время у нас были клубные синие пиджаки, потом красные пиджаки. Потом появились смокинги. Я помню, когда мы открывали памятник Ворошилову на Ваганьковском кладбище, там появились знатоки в смокингах. Они шли по аллейке, а все прохожие останавливались и шептали им вслед : "Знатоки пошли." И ни у кого не возникало сомнения в том, что это кто-то другой. Если бы они были в курточках, свитерах, их, быть может, тоже узнали бы. Но они действительно прекрасны в смокингах, и это диктует им своеобразную манеру поведения.


Оригинальная версия статьи лежит здесь.

Hosted by uCoz