Наряд нищеты
— Терпеть не могу
зиму! — с ходу заявил Кулешов. — У меня нет ни
теплой одежды, ни головных уборов, ни зимних
ботинок. Не представляю, как можно надеть ботинки
на меху — они же такие страшные! И не понимаю, как
можно переобуваться на работе. Когда я пел в
филармонии, то все остальные носили парадный
костюм и обувь с собой, а я приходил прямо в нем.
Разговор продолжился, когда Петр
начал согреваться при помощи большой чашки кофе
без кофеина.
— Игроки не делятся, на что
выигрыш тратят?
— Не в правилах нашей игры
интересоваться этим. Есть программы, где
человека, который и денег-то еще не выиграл,
постоянно спрашивают об этом. Но в таких случаях
обычно выигрыш и составляет суть игры.
— Вы уже и деньги в
килограммах, и автомобили, и компьютеры
разыгрывали. А не думали играть на интерес, как в
“Что? Где? Когда?”?
— У нас же лицензионная игра.
Правда, мы с ней обходились весьма вольно все 12
лет существования.
Еще словарь Брокгауза и Ефрона
разыгрывали. Правда, большинство телезрителей
этот приз не оценили, просто не представляя, что
это такое. Надо было наплевать на рамки приличия
и сказать, сколько он стоит: это же огромный шкаф
книг в репринтном издании, который будет
подороже самого крутого компьютера.
— Мантии — тоже американская
обязаловка?
— Нет. Наша российская идея,
которая пошла с самого начала. Дело в том, что в
Америке люди играют в своей обычной одежде, но
богатство тамошнего телевидения позволяет при
необходимости переодевать людей в приличную
одежду. Мы себе такого позволить не могли,
поэтому придумали мантии. Потом они стали
символом игры. Голь на выдумки хитра.
“Знатоки” у нас не побеждают
— Когда в “Своей
игре” участвуют Александр Друзь, Борис Бурда и
другие игроки из “Что? Где? Когда?”, вам не
кажется, что это не очень честно по отношению к
другим игрокам? Как в спорте: есть профессионалы,
и есть любители.
— Они действительно
профессионалы в этом деле, у них есть
колоссальная практика игры в интеллектуальные
игры вообще. Хотя поначалу людям, привыкшим
играть в команде, было сложно объяснить, что если
ты дал неправильный ответ и потом вспомнил
верный, то не надо его произносить и подсказывать
сопернику. А игрок с этим человеком 12 лет за одним
столом просидел, он не воспринимает его как
соперника.
К тому же выяснилось, что многие
люди, играющие хорошо в “Что? Где? Когда?”, у нас
не побеждают. А люди, которые там на последних
ролях, у нас добиваются успеха. Яркий пример —
Александр Либер.
Сейчас у нас стали появляться
независимые эрудиты, которые могут тягаться и со
чтогдекогдашниками. И раньше были такие люди, к
примеру, капитан ракетных войск, который сидел в
белорусских болотах и прочитал все энциклопедии.
Оказалось, что он в состоянии обыграть даже
Друзя. И сейчас таких людей становится все
больше.
— Почему же игроки из “Что?
Где? Когда?” в “Своей игре” не всегда успешны?
— У нас игра — это по большей
части спортивное соревнование. В остальных
интеллектуальных играх доминирует элемент шоу,
телевизионная составляющая. Там важен накал
страстей, чтобы в прямом эфире мужик обозвал
соседа, другой хлопнулся лбом о стол, девушка
нервно смеялась, в конце игры все послали бы
ведущего на три буквы за несправедливость... И
попробуйте найти людей, способных на такое.
А у нас надо быстро сообразить и
нажать на кнопку. На самом деле профессионализм в
нашей игре очень быстро нарабатывается. На моих
глазах люди, которые поначалу терялись и
смущались, вскоре превращались в достойных
конкурентов эрудитам.
Трогательные девушки мешают работе
— Любимый игрок у
вас есть?
— Есть несколько людей, которые
давно и постоянно играют. И ты с ними
волей-неволей общаешься в перерывах, что-то
начинаешь о них понимать, рассказываешь
анекдоты. Удивительно милый человек Яков
Подольный.
Конечно, это неэтично —
симпатизировать игрокам: становится тяжело
работать. Также тяжело вести, когда появляется
милая, трогательная девушка и ее начинают два
монстра обыгрывать.
— И вы в силах девушке помочь?
— А как же! Я могу кому угодно
помочь на уровне актерско-психологическом. У
меня есть свои приемчики, которыми я очень редко
пользуюсь, которые не видны зрителям, да и самим
игрокам.
Когда Вассерман лупил свою
победную серию из 18 игр, я ему подыгрывал
насколько мог. Он ведь тогда один сражался за
целую команду эрудитов, которые все проиграли,
просто героически. Он и сам не понимал, что я ему
помогаю.
— Как у вас это получилось?
Если человек вместо ответа “кошка” говорит
“тигр?
— В таком случае ничего не
поделаешь. Приведу свой пример. Анатолий
Александрович Вассерман имеет достаточно
странный речевой тембр: он растягивает слова. И
Толя не самый быстрый игрок на кнопке. У него
другая тактика — выбирать самые дорогие вопросы.
Они самые сложные, поэтому у Вассермана есть шанс
быстрее всех нажать на кнопку — соперники
побоятся. И я ему помогал следующим образом:
начинал говорить в таком же темпоритме, что и он.
У коллег это вызывало странную реакцию: “Что ты
делаешь?” В принципе это никак не мешало играть
его соперникам, но Анатолию от этого было гораздо
легче.
— Перед игрой игроков друг от
друга не изолируют?
— Если игра идет на небольшие
деньги, то ничего такого не происходит. А когда
игры дорогие, то бывает все на свете, вплоть до
лишения мобильной связи. В Америке на любых играх
человека целый день пасет охранник и не дает ему
ни с кем общаться. Хотя у американцев и суммы
побольше.
— У кого лучше играть
получается?
— Конечно, у мужчин. У женщин
другие вещи лучше получаются.
— Вы сами человек азартный?
— Абсолютно нет.
— А в “Свою игру” самому было
бы интересно играть?
— Сложно сказать. Некоторое
время назад меня попросили восполнить пробел на
отборочных турах и сыграть против двоих
соискателей. Хотя я был не в лучшей форме, смог
победить. Понятное дело, рядом с Вассерманом я и
рта не открою. Иногда в паузах между съемками
забредаю на места игроков посмотреть на планшеты
и кнопки ради интереса.
А так, если кто не понимает: я
вопросы задаю, и все. Было время, и составлял.
— Сами напросились?
— Это было в самом начале игры,
когда ее делали по принципу “раз-два, взяли”.
Коллекцией парфюма наградили
журналисты
— Вам по жизни везет?
— Как вам сказать... Приведу
пример: не далее как сегодня мне нужно было
отблагодарить медработника женского пола, и
накануне были куплены два флакона дорогих духов.
Я в этом понимаю. Утром выкидывал мусор, и духи
вместе с ним. Еще не поняв, что выбросил парфюм,
зашел в магазин за упаковкой. Там выяснилось, что
месяц назад забыл у них сдачу: тысячу рублей.
Про везение можно спрашивать у
человека, который во что-то играет. Я ни во что не
играю. У меня как у актера по образованию очень
сложное отношение ко всем игровым аксессуарам.
Актеры — вообще люди суеверные. Еще в молодости
дал зарок, что без надобности не стану брать в
руки ничего, что связано с игрой: карты, фишки и
проч. И когда мне как-то надо было в одной
передаче сыграть в казино на камеру, то я
потребовал французский стол (там крупье двигает
фишки лопаткой).
— Про вашу коллекцию парфюма
ходят легенды. Откуда она пошла?
— Глупейшая история. Нет никакой
коллекции. Как-то давно ко мне пришел
корреспондент делать интервью и спросил про
хобби. Когда я сказал, что его у меня нет, он
расстроился: “Надо иметь хобби!” Оглядевшись
вокруг, я увидел на рабочем месте пять
одеколонов. С тех пор и пошло. Чуть ли не
специальные интервью делали.
Если домашняя хозяйка купила
стиральный порошок и он ей не подошел, она сунула
его в шкаф. Купила второй, третий, двадцатый — и
все туда же. Это можно назвать коллекцией?
Парфюмерия — это бытовая химия. Вы же не
коллекционируете бытовую химию. Мне просто
нравится менять разные одеколоны, и у меня их
много скопилось. Постепенно я стал в них
разбираться, могу назвать три последних аромата
от Шанель. А кто-то не может. Ну и что?
Многоженец со стажем
— Жене вы парфюм дарите?
— А она у меня есть? Могу сказать,
что дарю женщинам парфюм. В принципе, если даришь
флакон духов взрослой женщине и она не сказала:
“Ничего в них не понимаю. Подари мне что-нибудь”,
— то можно и поинтересоваться, чего ей хочется.
— Так вы завидный холостяк!
— Не такой уж и завидный. У меня
нет своей жилплощади, машины, дачи. Снимаю
однокомнатную квартиру. Нашел водителя, который
возит меня по доброте душевной за небольшие
деньги на “Волге”.
— В молодости вы с девушками на
улице знакомились? (Мой вопрос привел Петра в
замешательство.)
— Нет. Я был ужасный скромняга.
— Вы ведь были женаты не раз...
— Я был женат столько раз, что
стыдно об этом говорить. Мне уже в 25 лет было
неудобно, что к тому времени сменил трех жен.
Тогда понял, что количество браков
компрометирует мужчину. Это ничего хорошего о
человеке не говорит. Тем более что я — продукт
еще советского воспитания, когда на развод
смотрели косо. Только в последнее время вся
верхушка сменила чудовищных жен, не подлежащих
выводу в свет, на топ-моделей — это я заметил,
когда подрабатывал на чужих праздниках.
— Может, в разводе есть и
положительные стороны? Кто-то не решается на
разрыв и мучает друг друга.
— Если на то пошло, то в качестве
делового партнера предпочел бы иметь или такого
же многократно женатого и разведенного человека,
или примерного семьянина, который женился один
раз и на всю жизнь. Очень тяжело иметь дело с
мужчиной, который вечно в поиске, или с маньяком
семьи. Бывают такие, которые во время деловой
встречи достают свой телефон, чтобы не
пропустить звонок Муси, и готовы минут 20
выслушивать, как себя чувствует Вавочка, а на
тебя плевать.
— Наверное, пережив несколько
разводов, вы научились расставаться чрезвычайно
корректно?
— Хотелось бы раскланиваться,
мило улыбаясь, обмениваться дружеским
рукопожатием... Но это в идеале. На практике все
сопряжено с большой нервотрепкой. Слава богу, это
в прошлом.