Источник информации: Сайт газеты "Городской дилижанс" (Челябинск)

23 ноября 2000 года.

 

  dilizh1.jpg (16223 bytes)                   dilizh2.jpg (14098 bytes)

НАТАЛИЯ СТЕЦЕНКО: ЗНАТОКИ НАС УБИВАЮТ

 

Уже 25 лет мы наблюдаем за сражениями интеллектуалов и эрудитов, отвечающих всего на три вопроса - "Что? Где? Когда?". Сложно сосчитать, сколько поколений "знатоков" сменилось за это время, сколько раз менялись правила... Неизменными оставались лишь круглый стол, непримиримый ВОРОШИЛОВ и рулетка, вершащая судьбы игроков. В юбилейной серии игр волчок определит будущее неизменного доселе ведущего и, возможно, всей программы. Об этом и о многом другом мы поговорили с супругой Владимира Яковлевича и его "правой рукой" в телебизнесе - генеральным продюсером телекомпании "Игра" Наталией Ивановной СТЕЦЕНКО.

 

- 25 лет для телеигры - срок немалый. Это этап. А какой этап? Где вы - ближе к финишу или в середине дистанции?

- "Что? Где? Когда?" всегда отражала состояние нашего общества, нашего времени. В этом одна из причин, по которым игра долго существует на экране. Поэтому все будет зависеть от того, как будет складываться жизнь в государстве, на телевидении. Но юбилейные игры Ворошилов будет играть ва-банк: если знатоки проиграют, то он закончит свою деятельность в "Что? Где? Когда?".

 

- Кто соберется за игровым столом в юбилейной серии?

- Команда Андрея КАМОРИНА будет играть за 70-е годы, команда Виктора СИДНЕВА - за 80-е, за 90-е будет играть команда Андрея КОЗЛОВА. Сыграет и команда, которая победила в экспериментальной серии в этом году, то есть, вероятно, сборная команд ДРУЗЯ и Интернета. Наконец, за 21-й век выступит совсем молодая команда - 15-16-летних.

 

- Простые интернетчики смогут принять участие в играх?

- Возможность отвечать через Рамблер у пользователей будет. Но команды как таковой - нет. Но в дальнейшем, возможно, интернет будет использоваться в играх по полной программе.

 

- Допустим, знатоки проигрывают финал...

- Что будет дальше? Жизнь покажет. Ворошилов хотел бы передать программу Борису КРЮКУ. Но для этого нужно во-первых желание Бориса, который тоже не мальчик, и ему не всегда хочется надевать чужие сапоги. При том, что это самый реальный вариант: сейчас он основной человек на ЧГК, и на нем замыкаются все вопросы: и постановка, и музыка, и драматургические решения, и сидит он рядом с Ворошиловым. Ведь ведущий, работающий в прямом эфире, находится в состоянии стресса и не может заметить каких-то вещей или что-то предвосхитить. Даже такой профессионал как Ворошилов.

Я не знаю, что будет дальше. Я, например, за то, чтобы делать ЧГК для детей и растить новое поколение знатоков - с новым уровнем знаний, с новыми интересами. Эта программа могла бы идти параллельно со взрослой. Потому что терять нынешних игроков тоже нежелательно. Мы как профессионалы, работающие на телевидении, - апологеты российского менталитета. Считаю, терять отечественные программы, такие как ЧГК и "Брэйн ринг", мы не имеем права. Если же будет установка на то, чтобы ТВ делало только западные аналоги, а тенденция такая сегодня существует... Сейчас, мне кажется, надо делать отечественное телевидение. И ЧГК как раз является той "лакмусовой бумажкой" для него. Сейчас мы почувствовали потребность любого канала взять нашу игру. Но до этого у нас были достаточно трудные 3-4 года, когда ЧГК принимали либо "через губу", либо вообще не брали. Как дальше пройдет, сказать трудно. И захотят ли каналы-вещатели программу без Ворошилова, если он все-таки откажется продолжать?

ЧГК задумывалась как камерная программа, замкнутый клуб для ограниченного числа людей. А то, что ЧГК превратилось в массовое движение, нас вынудило искать другую форму, которая позволила большому количеству знатоков тоже выйти на экран.

 

- Раньше, помнится, в телеклуб присылали заявки, и Ворошилов объявлял с экрана, что нужны новички. Играла, например, Людмила ГЕРАСИМОВА из Свердловска. Есть ли сейчас возможность у простого провинциального знатока попасть за "главный" стол?

- В начале существования ЧГК все игроки и приходили через заявки. Но опыт показывает, что где-то с 90-х годов началась тенденция, когда простой телезритель, сидящий дома, и не имеющий игрового опыта, сыграть на равных со знатоками не сможет. Однако такие люди у нас появляются. Вот, например, Дима КОНОВАЛЕНКО.

 

- Но как все-таки можно попасть на ваш отбор?

- Разные бывают пути. Я могу рассказать, как появился Максим ПОТАШЕВ. Много лет назад в редакцию позвонила мама Максима и сказала, что ребята решают вопросы не хуже, чем решают их знатоки на экране. Я посоветовала обратиться в московский городской клуб. И после того, как он там три года играл, его начали очень активно нам предлагать. Через какое-то время он стал настоящей звездой. Поэтому если есть какой-то человек, которого заприметили, - пожалуйста! Или через любого знатока, или звонок в телекомпанию, чтобы человек мог рассказать о себе. Конечно, желательно, чтобы его можно было посмотреть в игре. Бывает и так: приходит хороший игрок, стабильно показывающий результат на разных турнирах но, садится играть против Ворошилова и... "делает лужу под кресло". Наша игра испытывает не эрудицию, не знания, а умение сопротивляться, создавать боеспособный коллектив, своеобразный отряд, способный выдержать натиск врага.

 

- Во многих городах играют в ЧГК и "Брэйн", проводятся фестивали. Вы это движение породили. Но вам не кажется, что вы потеряли с этим движением контакт?

- В свое время мы и организовывали, и проводили эти фестивали. Но если мы будем ездить на все фестивали, которые проходят у знатоков, то нам некогда будет заниматься телевидением. Мы считаем, что это дело хорошее. Мы многое ему дали. Кто-то на этом делает свой досуг, кто-то развивает свой интеллект, кто-то на этом делает деньги, кто-то карьеру... Я считаю, что наше главное достоинство в том, что мы этому не мешаем. Как вы понимаете, существует понятие торговой марки, которая принадлежит нам. И ни в одной стране мира нас бы не поняли, что мы от этого ничего не имеем. Существует, например, газета "Игра", выходят книжки наших знатоков, с которых мы не имеем ни копейки. Я к этому отношусь неоднозначно, прямо скажу, но когда проходят фестивали, такие массовые мероприятия, это хорошо. И слава Богу, что это существует. Если нам нужно посмотреть знатоков, или провести отборы, то мы в этом участвуем. Наши редакторы осведомлены, где какие фестивали проходят, ездят на них, если приглашают. Я не могу сказать, что мы совсем потеряли контакт. Но я не считаю, что мы должны заниматься этими фестивалями.

 

- Но это и игре вредит. Бывает даже, когда вопрос задается игроку, который не только этот вопрос неоднократно отыгрывал, но и написал его: Это не совсем интересно ни знатокам, которым нечего обсуждать, ни телезрителям, которые не видят нормального обсуждения.

- Мы по мере сил стараемся это проверять. Но проходит такое количество турниров: Ни в одной стране мира ни одна компьютерная фирма не возьмется регистрировать вопросы, чтобы в одном месте хранился весь объем информации. Читать все вопросы перед эфирами просто нереально. Но если игрок бывает на всех фестивалях, знает все вопросы и все их помнит, то честь и хвала такому знатоку.

 

- Согласитесь, Наталия Ивановна, популярность игры уменьшилась...

- Это закономерный процесс. И он опять же связан с процессами, происходящими в стране. Просто если раньше все, что показывало ТВ, смотрела вся страна, то сейчас общество очень расслоилось. Нет больше этого "средневзвешенного" телезрителя, который съедал все, что ему давалось. Аудитория ЧГК, КВНа, "Поля чудес" разная.

 

- Как вы считаете, из кого состоит ваша аудитория?

- В основном это интеллектуальная элита. Это люди, которые читают книги, меньше смотрят телевизор. Но к сожалению мы теряем многих людей, у которых есть потребность в каких-то знаниях. Почему? Из-за знатоков проклятых. Потому что раньше это были люди, с которыми "рядовой" телезритель мог себя сопоставить и испытать удовлетворение, оттого что он ответил на вопрос, а "эти" не ответили. Сегодня с игроками тягаться сложно. Знатоки, которые ездят на фестивали, имеют объем информации, который нормальный человек вместить не может. У них уже мозги натренированы, они готовы отвечать на все. Но мы не можем повысить уровень вопросов, мы и так уже возвысились до таких "небес", что СТАРКОВ (главный редактор "АиФ") жалуется: "Я не могу соучаствовать, я не соответствую этому уровню знаний". За счет этого и создается некоторая элитарность клуба. Одно дело, когда в семье любят играть в шахматы, а другое дело - играть с Каспаровым. Мы сами движение знатоков породили, и теперь оно "телевизионно" нас убивает. Наша задача - чтобы нас смотрел телезритель. И не тот, который на фестивали ездит, а более широкий. Это нам гораздо важнее.

Меня меньше заботит судьба знатоков. Они себе нишу найдут. По настоящему нам надо ценить телезрителей. Ведь наши телезрители - золото! Неважно кто: учащиеся, строители, каменщики... Если у каждого есть потребность задать знатокам вопрос - это просто говорит о возможностях нации. Вот в этом наша задача.

А знатоками должна заниматься местная власть. Поддерживать работу клубов, фестивали. Ведь именно знатоки - цвет города! Именно за этой молодежью завтрашний день!

 

    "Играл за телезрителей" Борис САВЕЛЬЕВ, Челябинск - Москва - Челябинск.

 

    "Играл за телезрителей" Борис САВЕЛЬЕВ, Челябинск - Москва - Челябинск.

Hosted by uCoz