"Игра". N134. |
12-13 стр. В
мире игр. |
В мире игр.
Переписка
- Из ответов на анкету № 133
…4. Ваша любимая телепередача (кроме
КВН, ЧГК и “Своей игры”):
- Одной игры лишь знаю власть,
- Одну, но пламенную страсть:
- “БРЭЙН РИНГ” - одна ТЕЛЕИГРА
- Любима раз, и навсегда!!!
Про остальные передачи
умолчу, поскольку ни одна из них не заслуживает
того, чтобы ей уделялось внимание на страницах
“Игры”.
Виктория Любимова, Колпино
НОСТАЛЬГИЯ ПО “БРЭЙНУ”
В октябре 1999 года в Москве
был снят очередной цикл телепрограмм
“Брэйн-ринг”. Увы, он оказался последней серией
популярной телеигры. По многочисленным просьбам
читателей сегодня для вас материал о
перспективах возвращения “Брэйна”. На вопросы
отвечает генеральный директор телекомпании
“Игра”, президент Международной Ассоциации
Клубов “Что? Где? Когда?” Наталия Ивановна
Стеценко
- Программа “Брэйн-ринг” уникальна. Четвертый
год ее нет на телеэкранах, а тем не она живет - вне
телевидения. Подобный пример былтолько с одной
программой – “КВН”. Можно ли сказать - на
“Брэйне” окончательно поставлен крест, или
все-таки еще есть надежда?
- Нас очень часто об этом спрашивают. Всем
корреспондентам, которые задают мне этот вопрос,
я вынуждена отвечать одно и тоже - те каналы,
которые сегодня существуют, или то руководство,
которое сегодня существует на этих каналах, к
сожалению, не относятся с пониманием к тому, что
такой проект на телевидении нужен. А он нужен –
не только знатокам, но и телезрителям.
- Звучат ли какие-то конкретные причины
неприятия (“несовременный формат” и т.д.)?
- Порой говорят, что не хочется иметь на канале
тот формат, что уже бы ранее, хочется чего-то
нового. Мы же этот проект любили и любим.
Наверное, мы в него внесли бы какие-то изменения,
делали бы чуть по другому, но принципиальные
пункты остались бы. “Брэйн-ринг” - это
единственная программа в мире, которая построена
в жанре спортивного состязания двух
интеллектуальных команд, причем на стадионе, при
большом скоплении зрителей, Наверное, это бы
осталось.
- “Брэйна” нет, но все-таки тень его время от
времени возникает за кулисами телевизионного
мира?
- Каждые полгода, как только начинается сезон, на
каком-либо канале проявляется интерес. Но
проходит 2-3 месяца, и этот интерес угасает.
- Причем дело не в дороговизне продукта…?
- Абсолютно. Естественно, это дорогая программа.
Но это всегда вопрос условий. Можно найти
спонсоров (если канал позволяет найти спонсоров).
Мы технологически и экономически выстраивали
так, чтобы программа работала. Проводили много
записей сразу, что было удобнее и знатокам.
Конечно, если бы программа шла в прямом эфире, она
бы творчески выигрывала. Рейтинги ее были бы если
не в два, то в полтора раза выше, я в этом не
сомневаюсь. Так что потери творческие были, но
экономические условия совпадали с жанром.
И сегодня в принципе такой проект
возможен. И мы бы его с удовольствием делали, если
бы какой-то канал включил его в свою сетку.
- А нет ли ощущения, что каналы сейчас стараются
брать не отечественные, а импортные лицензионные
программы?
- Есть такое ощущение. Это проще. Думаю, что здесь
есть еще и другие причины, которые достоверно мне
неизвестны, никому неизвестны. Но это только
предположения.
- Чей-либо личный интерес..?
- Думаю, есть система, по которой это удобно.
Получить лицензионный формат, который уже
поставлен, сделан. Ты уже видишь, что получаешь.
На самом деле это проще.
Сейчас вот начнется новый сезон.
Честно говоря, даже не знаю на какой канал идти,
потому что по всем каналам мы уже проходили.
Другое дело, что потом сталкиваешься с тем, что
никто не помнит, что ранее предлагали. Поэтому
каждый сезон снова предлагаешь.
- Может, действительно, время “Брэйна” ушло?
Есть ли убедительные аргументы о необходимости
его реинкарнации?
- У нас аргументы в первую очередь такие - это
выход для интеллектуальной массы, для большого
пространства бывшего Союза, которое объединено
общей культурой. И по сей день это единое
культурное пространство.
Я понимаю, что есть проекты, которые
имеют стабильный рейтинг, например, “Миллионер”
или “Слабое звено”. Появляются новые
рейтинговые проекты, такие, как “Последний
герой”. И канал не может проглотить больше, чем
есть у него эфирного времени. Его задача –
сохранить то, что имеет стабильный рейтинг.
Но…Буквально недавно у меня был корреспондент,
который спрашивал – “Как вы оцениваете
сегодняшнее телевидение?”. Вкратце я могу
повторить сказанное. С одной стороны телевидение
это очень профессиональное, технологичное, на
международном уровне, с другой стороны -
телевидение очень часто не выполняет одну из
своих важных функций –
разговора со зрителем. Телевидение сегодня дает
очень узкий сегмент того, что телезритель хочет
видеть и слышать. Очень много не занятых полей.
Зритель этого хочет, а телевидение не дает,
игнорирует. Мне кажется, что “Брэйн-ринг” –
где-то в этом пространстве. Это с одной стороны и
выход для интеллектуальной элиты, с другой
стороны это привлечение к телевизору тех людей,
которые вообще хотят шевелить мозгами. Эту
функцию телевидение не выполняет. Есть “Что? Где?
Когда?” и “Своя игра”. Есть “Миллионер” и
“Слабое звено” (хотя это уже немножко другое,
это другая аудитория), но этого мало для тех
потребностей, которые существует в этом
пространстве.
- Есть еще ниша региональных телепрограмм.
Насколько я знаю, по вашей лицензии снимается
только одна региональная программа – “Что? Где?
Когда?” в Армении. Не удивляет ли, что во
множестве областей, краев, стран бывшего Союза не
нашлось больше желающих сделать ТВ “ЧГК” или
“Брэйн-ринг”?
- Какие-то предложения и пожелания возникают всё
время. Но необходимо страстное желание с той
стороны (именно страстное!). Все таки
технологически эти программы достаточно сложны.
И затратно сложны. Это большие затраты. Надо
хотеть тратить на это деньги. Надо понимать, что
здесь не сколько заработаешь, сколько вложишь.
Заработаешь только через какое-то время, еще
неизвестно какое. А усилий требуется много. Это с
одной стороны. С другой стороны, понимая, что это
и для нас сложно и достаточно трудоемко, мы тоже
не очень в это стремимся, пока. Телевидение тех
мест, в которых есть потребность снять такие
программы, немножко еще не того уровня, нет
необходимой техники, кадров. Ведь смысл лицензии
в чем – мы показали - они сделали. Мы только
помогли, прокурировали, но не сделали вместо них.
А фактически получается, что нам нужно делать
вместо них. Для нас это
трудоемко, а финансово это вообще никак не
оправдывается, об этом даже речи нет. Хотя такие
предложения поступают.
- Теперь вопрос о возможности смычки телеигры и
внетелевизионной игровой жизни знатоков. Могут
ли хотя бы самые заметные явления (Чемпионат мира
по “ЧГК”, Открытый Кубок СНГ по “ЧГК”,
Всемирный День Интеллекта) получить какой-то
эфирный выход? Или это в принципе нереально –
есть определенный формат телеигры и инородные
тела туда не вписываются?
- Это достаточно сложно. Одну-две минуты мы могли
бы размещать. Но сейчас другое время, время
коммерческое. Пространство эфирное нам не
принадлежит. Оно принадлежит каналу. Поэтому
каждая музыкальная пауза, каждый присутствующий
человек согласовывается с каналом.
- Т.е. пространство внутри вашей программы это
не ваше пространство?
- Да, мы не выкупаем эфирное время, мы продаем
продукцию.
- И последний вопрос. 4 сентября 2005 года
исполняется 30 лет старейшей телеигре - “Что? Где?
Когда?” Нет ли планов подойти к этой дате с
какими-то специальными телепроектами?
- Какие-то мысли по этому поводу существуют, но
нельзя сказать, что мы уж очень серьезно к этому
относимся. Было и 20 лет, и 25 лет, даст Бог, будет и
30.
- Появится ли какой-то особый проект? Это нужно
будет решать не сейчас, а где-то за год.
- Спасибо! И все-таки надежда отличается завидной
живучестью. Поэтому хочется пожелать всем – до
встречи на телевизионном “Брэйн-ринге”!
Беседовал Юрий Хайчин
P.S. В рамках
программы международного фестиваля “Золотой
Скиф” в Донецке планируется “Брэйн-ринг” -
авторское шоу Андрея Козлова, с участием лучших
команд Открытого Кубка СНГ по “Что? Где? Когда?”,
на большой площадке, в присутствии множества
зрителей. Программа посвящается 13-летию игры и
называется “Ностальгия по Брэйну”…
ЛУВР Играем в
“Брэйн”
1. Что послужило поводом для
возникновения шутки, что Европа наконец-то
присоединилась к Англии?
2. После свадьбы один житель
Санкт-Петербурга решил поддержать традицию,
после чего смог встать лишь после нескольких
операций, а его супруга прошла курс похудания.
Что же он попытался сделать?
3. По принятой у католиков
символике цветов, жёлтый цвет означал испытание
страданием или завистью. Назовите тех двоих, кого
в церковном искусстве рисовали с жёлтыми
бородами?
4. Первые американские
астронавты поставили на Луне эксперимент,
используя перо и молоток. В чью честь был назван
этот опыт?
5. По мнению Иосифа Прута,
русский ОН - к какой бы эпохе ОН не относился -
психологический удар огромной силы, ибо ОН
воскрешает в тебе все твое прошлое. А молодым
передает величие и удивительную теплоту русской
души. Русский ОН родился давно, чувствовались в
нем иногда и чужое влияние, например, цыганское,
но основа - как языковая, так и душевная – всегда
оставалась русской. Назовите ЕГО.
6. В октябре 1917 года по
рекомендации Дмитрия Ильича Ульянова в
Харьковской глазной клинике Гиршмана находилась
на излечении некая пациентка, повредившая зрение
при подготовке террористического акта ещё в 1906
году. Назовите эту пациентку.
7. Олимпийская чемпионка
пловчиха Галина Прозуменщикова вспоминала, что в
детстве ее подружки, севастопольские девчонки ее
постоянно дразнили. В чём была причина этих
издевательств?
8. Когда Соловьев, учитель
Аркадия Райкина, хотел сказать, что его ученик
всего лишь повторил вчерашний рисунок роли, не
согрев его теплом, он сравнивал его игру с ситро.
А что должна была напоминать игра актера в
идеале?
9. Попробуйте вспомнить
музыкальные заставки к популярным
телепередачам. Вспомнили? Тогда закончите
КВНовскую шутку. “Иван Сусанин, ведь погиб же
ты?” “Погиб!” “И поляки, которых ты завёл, тоже
погибли?”. “Тоже погибли!” “А как же народ про
подвиг-то твой узнал?”
10. Когда у тбилисского
“Динамо” приближался юбилей - тысячный гол в
чемпионатах СССР, грузинские власти учредили
приз: футболисту, забившему 1000-ный мяч, должны
были подарить автомобиль “Волга”. Почему же
приз так и и не был вручен?
Вопросы отыграны на Чемпионате
Украины по “Брэйн-рингу” (Харьков, 11-13.04.2003 г.)
Авторы: 1, 2. - Александра Индрицан (Одесса), 3. -
Виктор Саранча (Кременчуг), 4. - Николай Ужов
(Могилев), 5, 6. - Ольга Неумывакина (Харьков), 7. -
Александр Фомин (Харьков), 8. - Игорь Гмыря
(Решетиловка), 9. - Александр Кудрявцев (Николаев),
10. - Мишель Матвеев (Санкт-Петербург).