"ИГРА" - Журнал интеллектуальных меньшинств.
Интервью с главным редактором журнала “Игра” Юрием Хайчиным
“ИГРА” – 11 ЛЕТ СПУСТЯ
- “Игра” – это издание для любителей интеллектуальных игр. А можно ли сказать, что она сама начиналась как "игра в газету"?
- Еще и как можно.
Сейчас “ЧГК” – это скорее жесткий спорт. А
вначале это был праздник общения. И посиделки
вечером в гостинице за кружкой винца были не
менее значимой частью, чем игра “ЧГК” днем.
И вот однажды случились чудесные
посиделки – на излете сентября 1991 года,
по-летнему знойная Одесса, принимала гостей
отовсюду. Это был Второй одесский фестиваль
интеллектуальных игр (он же Второй Конгресс МАК).
И среди прочих симпатичных явлений фестиваля
была “Наша газета” - скромный листок,
размноженный на ротапринте тиражом эдак
экземпляров 30. Содержание – вопросы “ЧГК”,
пародийные стихотворения Иртеньева и т.д. Мне
сразу понравилась эта идея– сочетания игры и
юмора. В чистом “ЧГК” порой чувствуется избыток
умничанья, чистый юмор порой утомляет своим
гыгыканием и ёрничеством. А вот в сочетании
знания и веселья появляется совершенно новое
качество.
И когда спустя два месяц горловский
клуб собирался в Питер, на первый фестиваль
“Друзь приглашает друзей” я, тогда активно
практикующий адвокат, вместе с членом нашего
клуба, профессиональным журналистом
Александриной Кругленко, сделал такую хохму –
газетку на четырех страничках тиражом 999
экземпляров (для тех кто не знает – издание свыше
1000 экз. уже подлежит обязательной регистрации)
.На листке значилось – “Игра” – газета
интеллектуальных меньшинств, непериодическая
печать, выходит по возможности, в цене сойдемся,
номер – еще не первый”. Это был наш
интеллектуальный привет городу на Неве.
- И как сейчас вы оцениваете уровень
“еще не первого” номера?
- Там были вещи, которые смело можно
перепечатывать и сейчас (например, эрудитка “Эти
разные лики любви”). Вообще это удивительно,
никто ведь ничему не учил, все появлялось
стихийно. Это похоже на ребенка – рождается
эдакий маленький человечек-огуречик, смотреть не
на что, а в нем уже все заложено. Уже в этом
стартовом номере было заявлено парадоксальное
определение – “Газета интеллектуальных
меньшинств”, было первое интервью (позже они
стали фирменным блюдом “Игры”), был репортаж о
фестивале (еще без рубрики “Телетайп МАК”), была
фирменная игра “Очко”, был КВН (рубрика “Тут
подошел Агранат”). А главное - сразу был заложен
базовый принцип “Игры” – здесь появляются
только материалы, переданные самими авторами,
ничего ниоткуда не украдено, никаких пиратских
перепечаток. Была даже такая мысль – сделать
подзаголовок Международная Авторская Открытая
газета (т.е. “МАО-“ИГРА”). Но без этой хохмы
обошлись.
- И что же было дальше?
- Зимой 1992-года к фестивалю в
Днепропетровске (“Рубиновые звезды”) был
выпущен первый номер. Потом в мае вышел второй, а
начиная с третьего номера “Игра” стала
ежемесячным изданием с тиражом 5 тысяч. Тогда же
газета стала сотрудничать с донецким художником
Сергеем Савиловым, который нарисовал фирменные
заставки газеты, сделал логотип “Сова”. который
сейчас можно увидеть на сценах множества
фестивалей. В общем, жизнь закипела.
- И как это кипение сочеталось с
адвокатской практикой?
- Плохо сочеталось. А еще хуже было с
турнирами. График игр как-то упорно не совпадал с
графиком рассмотрения дел в суде. Я пытался
отпрашиваться, но мой шеф решительно это не
понимал – “Какой КВН – возмущался он (для него,
что КВН, что ЧГК – это было одно и тоже) – у тебя
дела в суде, о работе думать надо”. Не знаю чем бы
это кончилось, но в конце 1994-го в адвокатском мире
Украины случилась революция. Из-за нового
порядка налогообложения меньшая часть адвокатов
осталась в коллегиях, а большая вышла из коллегий
и занялась частной практикой. А я из одного
лагеря ушел и к другому не прибился. Так, с 1995 года
игра и “Игра” – стали моим основным занятием.
- Но издание газеты дело не дешевое. У
вас в роду были миллионеры?
- Нет, у меня даже не было папы-юриста,
только мама-телефонистка. Все как-то
складывалось само собой. Вообще мне в жизни
страшно везет на хороших людей. Самые первые
номера “Игры” вышли благодаря финансовой
поддержке КСКЦ “Стирол” и лично его директора
Леонида Ивановича Шербины. Пока издание
становилось на ноги, во многом оно выходило
благодаря поддержке простого игрового народа.
Тогда в “Игре” была постоянная рубрика” – “И
корабль плывет”, в которой мы благодарили тех,
кто внес свой, пусть даже небольшой вклад. За три
года “Игра” потихонечку стала вполне солидным
изданием. В конце 1994 года ее пригласили в Питер на
фестиваль “Золотой Остап”. По этому случаю
впервые на радостях был сделан номер на 8-и
страницах (какой скачок после 4-х!). А по
возвращении из города на Неве я обнаружил на
доске объявлений типографии бумагу о том, что
газету “Игра” прекращают печататься в
горловской (единственной в городе) типографии.
Это, чтобы жизнь не казалось медом. Вообще-то это
был конец. Я помыкался, один номер с грехом
пополам выпустил в Енакиево. На этом “Игра” по
идее должна была накрыться медным тазиком, но
фигушки. Зимой 1995-го на фестивале “Снежная
королева” Олег Фастовский познакомил с
редактором популярной днепропетровской газеты
“Торговый дом” и предложил обсудить вопрос о
переходе “Игры” под крыло “Дома”. Я честно
предупредил, что от моего издания особой прибыли
ожидать не приходится. И все-таки Мачула рискнул.
И именно благодаря переходу в Днепропетровск
“Игра” по-настоящему расцвела. Здесь она
превратилась в полноценный журнал, обзавелась
солидным авторским коллективом из самых разных
краев СНГ.
Какое-то время “Игра” пыталась
пробиться на рынки розничной периодики Москвы,
Питера, Киева, Харькова и еще ряда городов. Ни к
чему хорошему это не привело. Но как говорил
товарищ Берия, “попытка не пытка”. Расходы на
экспансию были таковы, что неоднократно “Игра”
была на грани финансового краха. И каждый раз
находились люди и организации, оказывавшие ей
поддержку (в юбилейном 100-м номере я привел только
ряд фамилий, в действительности, список этот
намного длинней).
Я думаю всё это не случайно. Вот шмель
по всем законам аэродинамики летать не может, но ,
нахал эдакий, все равно летает. Так и “Игра”, по
всем законам рынка, должна была либо
обанкротиться, либо превратиться в стандартное
развлекушное чтиво, а она нагло живет, радуется
жизни, радует своих читателей и не теряет “Лица
необщее выражение”.
- А в чем это лицо?
- Очень многие издатели считают –
“публика-дура”. И, соответственно,
соответствующей пищей свою дуру и кормят. А я
считаю, что мой читатель – умница, это человек, с
которым интересно общаться, это человек, который
умеет ценить юмор, который немало в своей жизни
прочел толковых книг, которому интересен процесс
познания, у которого голова прежде всего для
мышления, а не для ношения головных уборов.
- И вас совершенно не привлекают
“жаренные материалы”?
- Все жанры хороши, кроме скучного. В
“Игре” может появиться какой угодно материал,
лишь бы он был интересен нашим лучшим в мире
читателям.
- А откуда появляются эти материалы?
- Отовсюду. “Игра” по сути – это
всемирный абонентский ящик. Сюда каждый может
прислать свои вопросы, шутки, конкурсы. Если это
сделано на уровне, то в итоге обязательно
появится в журнале (независимо от того - кто
написал - маститый мэтр или никому неизвестный
школьник).
- И кто принимает
решение – печатать-не печатать?
- Я и принимаю. Собственно, вся редакция
“Игры” – это однокомнатная квартира в Горловке
с компьютером, принтером, сканером и модемом. А
весь штат – редактор Юрий Хайчин да
ответственный секретарь (она же супруга) Елена
Хайчина. А все, что придумано в этой комнате, в
Днепропетровске претворяют в жизнь наши
замечательные виртуозы компьютерной верстки –
Оксана, Света и Наташа. А цветные обложки с
большим вкусом делает Стас.
- А часто ли авторы
жалуются – вот не оценили такое гениальное
творение, зарубили, ни хрена этот редактор не
понимает …?
- На вкус и цвет товарища нет. Я отбираю
то, что нравится лично мне и, соответственно,
отобранное нравится тем людям, чьи вкусы
совпадают с моими. А вообще у “Игры”
замечательные авторы. Именно благодаря им журнал
все время меняется, появляются новые темы, новые
конкурсы. Я, честно говоря, очень люблю
разнообразие. Мне неинтересно ходить дважды
одной и той же дорогой. Поэтому я стараюсь, чтобы
в каждом номере “Игры” была какая-то изюминка,
какая-то новинка.
- И все-таки,
видимо, есть рубрики старожилы?
- Да, уже невозможно представить себе
“Игру” без рубрик “Планета знатоков, “ЛУВР”,
“Переписка”, “Рейтинг-100”, “Последняя
колонка”. Органично вошли в “Игру” репортажи с
игр региональных игр КВН под общей рубрикой
“Планета КВН”. Вообще лицо издания сейчас уже
вполне определилось.
- Насколько
“Игра-2001” лучше “Игры-1995” или “Игры-1992”?
- А их невозможно сравнивать. Что лучше
– цветное кино или черно-белое? Что лучше – немой
фильм начала XX века или стерео-роскошество конца
века? В каждом явлении есть своя прелесть. В
первых 4-х страничных выпусках была своя
эстетика. Все было очень концентрировано, были
собраны одни “гвозди”. В первых журнальных
выпусках были поиски нового лица, некий
“ералаш”, даже хулиганство – и это тоже было
интересно. Сейчас издание стало более солидным,
обзавелось полноцветной обложкой. И в каждом из
этих перевоплощений есть свой смысл и своя
прелесть. В общем, живи и радуйся.
- Что-то все
слишком радостно. Должно же быть что-то и
печальное…
- Печально, что “Игра” ходит по рукам…
- Не понял…
- Видите ли, сплошь и рядом “Игру”
выписывают для того, чтобы черпать отсюда
вопросы или шутки. При этом выписывают один
экземпляр (на команду, клуб, институт, город), а
читает его человек 5 (вариант 10, 20, 100 и т.д.). То, что
читают – замечательно. Но финансовые корни такая
практика подрывает капитально. Ведь для того,
чтобы это номер появился, нужно заплатить за
верстку, печать, включение в каталог и т.д. и т.п. А
основной источник для всех платежей – деньги за
подписку (сейчас-то “Игра” уже живет
самостоятельно, без помощи меценатов). Поэтому
всех хочу призвать – если вам нравится наше
издание, не пожалейте денег (тем более, что
стоимость вполне приемлимая), подпишитесь ЛИЧНО.
- И как это
сделать?
- Нет проблем! В России и Украине можно
оформить обычную подписку по каталогу (индексы,
соответственно, 32411 и 33996, название до сих пор
прежнее – газета “Игра-VLD press-Stirol”). И по всему
миру (не исключая и Россию с Украиной) можно
оформить альтернативную редакционную подписку.
Справки по адресу: igra@gorlovka.net.
А теперь лучшие материалы “Игры” вы
сможете увидеть и в Интернете.
Это интервью
подготовлено для самого популярного КВНовского
сайта – www.amik.ru.
С 13 января 2003 года начинается
реализация проекта “6 из 24-х”. Три избранных
ЧГК-материала из каждого номера будут
размещаться на сайте Игоря Бахарева http://chgk1.narod.ru.
И три избранных КВН-материала будут
размещаться на сайте Александра Гоха и
Международной школьной лиги КВН www.kvn-tv.ru.
До новых встреч!