Отчет Димы Борока о фестивале в Донецке - 2002.
В выходные 24-26 мая в Донецке состоялся Открытый
Кубок СНГ по ЧГК, в
котором Вашему покорному слуге довелось
поиграть в составе команды Антона
Губанова. Мой отчет об этом замечательном
событии - ниже. Изложенная в
отчете точка зрения может не совпадать с
таковыми других игроков команды
Антона Губанова, игроков других команд, да и
вообще кого бы то ни было.
Также, кроме объективных и субъективных оценок
самого турнира, в этом отчете
могут прорваться уже совершенно субъективные
восторги по поводу города
Донецка и моей команды. Эти абзацы можно смело
пропускать. Или читать и
завидовать.
Странно, но с первых шагов нетвердых
я, мне казалось, был не один
в городе, главном от сотворенья,
славном не меньше тех же Афин.
После чтения отчетов о прошлогоднем Чемпионате
СНГ о поездке в Донецк просто
мечталось. Правда, что-то подсказывало, что моя
команда "Бегемот" туда не
попадет. Однако на всякий случай я не стал
отправлять свои вопросы на ОКСНГ.
За полторы недели до Донецка, получив
приглашение от команды Антона
Губанова, я понял, что в кои-то веки проявил
интуицию, поблагодарил судьбу,
что не писал для этого турнира вопросы, и с
радостью принял предложение.
Следующие несколько дней пропускаем, поскольку
они были заполнены
предвкушением и выяснением расписания поездов.
Самара расположена все-таки
ощутимо далеко даже от Восточной Украины, и
поезда туда ходят неудобные:
прямой поезд идет 33 часа, и из Самары на нем надо
выезжать аж утром в
среду. Нормальные герои, однако, всегда идут в
обход. Был найден поезд
Владивосток-Харьков, на котором можно было
доехать до Харькова и через три
часа пересесть там на поезд Москва-Донецк. Это
давало возможность выехать из
Самары в ночь со среды на четверг и не терять
лишний день.
Всем хорош поезд Владивосток-Харьков. Но за семь
дней пути он успевает,
гм... набрать некоторое опоздание. В момент
отправления из Самары он
опаздывал на два с половиной часа. Добрая
проводница "утешила", сказав, что,
скорее всего, дальше опоздание будет только
нарастать. К счастью, не только
этот грустный прогноз не сбылся, но ночью поезд
даже несколько сократил
отставание, а за счет очень быстрого прохождения
таможни уменьшил его еще
больше, придя в Харьков всего на час позже срока,
так что я вполне успел
перескочить на поезд Москва - Донецк. Таможня, так
это была просто сказка.
Девушка - украинский пограничник - была сама
любезность, а украинские
таможенники - сама корректность. Российских же
пограничников я вообще не
видел (хотя на стоянку на российской пограничной
станции отведено в
расписании в два раза больше времени)!.
Утром в Донецке встречали организаторы и на "газельках"
отвезли в гостиницу,
где Ирина Величко занималась расселением. Все
прошло быстро и безболезненно,
в ожидании пяти остальных игроков команды меня
поселили в номер одного. До
завтрака удалось чуть-чуть погулять по городу в
поисках работающего
обменного пункта, попутно наткнувшись на магазин
с очень изящными открытками
и другими красивыми вещами (например,
изумительная картина, на темном фоне
как бы подсвеченный пейзаж - кажется, Mt. St. Michel)...
Про завтрак много распространяться не буду - в
конце концов, не за этим
приехали. Однако кормили очень вкусно и не то
чтобы вовсе на убой - но много
и хорошо.
После завтрака времени до приезда команды
оставалось еще много, и я
решил использовать его для отдыха и решения
полученных заданий
"Крым-брюле". Время до полудня пролетело
незаметно, а потом приехали и
остальные игроки нашей команды - Юра Выменец, Ира
Оловянная,
Оля Березкина, Саша Либер и... Антон Губанов? Нет.
Оказалось, что Антон
заболел буквально за день до поездки, и этот
самый оставшийся день был занят
поисками хорошего капитана. Таковой очень удачно
нашелся в лице Ани
Рогозиной из "Немчиновки".
За обедом были окончательно разгаданы все
задания "Крым-брюле" (они
показались достаточно простыми, кроме бескрылок
по довольно нетривиальным
строкам Визбора). Из ответов было получено 8 букв,
из которых надо было
составить ключевое слово. Тут-то и постигло нас
великое торможение. Прямо
как в том анекдоте: "угадал все буквы, но не
смог назвать слово"... Даром
что думали долго (я до вечера пытался крутить
слово в свободные моменты),
правильный ответ узнали только на закрытии,
когда победителям вручили приз.
После обеда вся команда отправилась в номера
приходить в себя. Мы с Сашей не
смогли устоять перед искушением поиграть в "Эрудит-квартет",
где и вылетели
благополучно в первом круге. Зато присоединились
к команде и за время,
оставшееся до отъезда в клуб "Чикаго", где
проходили игры, немного
сыгрались.
В клуб везли на тех же газельках, хотя находится
он всего-то в трех довольно
коротких остановках трамвая. Игры начинались аж
после ужина, но к 16.00
знатоков уже привезли в клуб на торжественное
открытие. Вообще для
поволжских фестивалей торжественное открытие
как отдельное мероприятие с
шоу-играми и шутками-прибаутками не очень
характерно (если напрячься,
вспоминается Саранск-1999, Саратов-2002... кажется,
все...); возможно, это
потому, что двухдневный фестиваль считается и
так достаточно малым, чтобы
тратить на это два дневных часа. Открытие (вел
Леонид Климович) понравилось,
особенно некоторые моменты (вне конкуренции -
исполнение Яковом Зайдельманом
песни "Очи черные", супер! Также здОрово -
хоровое "Елочка, зажгись!", в
роли Елочки - копия пальмы Мерцалова). Интересно,
что в объявлении
организаторов было сказано: "Опоздавшие [на
открытие] в Чикаго не попадут".
Ну да, если дать знатокам понять, что это не
обязательный элемент программы,
они же и не прийти могут, предпочтя, скажем,
выспаться. Но, учитывая, что в
"Чикаго" на самом деле свободно пускали всех
людей с бэйджиками во все время
до начала игр, этот пассаж в официальном
объявлении ИМХО выглядел довольно
некрасиво. Надо искать какие-то другие способы
увеличивать посещаемость. Тем
более что на _это_ открытие действительно стоило
посмотреть.
Уж не знаю, кто ругался на сделанные Оргкомитетом
футболки. Нам вот
досталась очень симпатичная зеленая форма,
причем сначала выдали не те
футболки, а оргкомитетские - с символикой "Скифа"
и Донецка в лице архангела
Михаила (можно ли архангела считать скифом -
вопрос остался открытым).
Ужин (в ресторане клуба "Чикаго") превзошел и
обед, и завтрак. И по
количеству, и по вкусу, и по интерьеру помещения (точнее,
по разнообразию
интерьеров - и байкерский, и эстетично-подвальный,
и тюремный). Вот только
громкая музыка немного мешала пищеварению. Уже
во второй день мы ужинали в
одном из "казематов". Вот там было тихо, жаль,
что в первый раз не
сообразили.
После ужина - первый и второй туры ОКСНГ. Вел
Дмитрий Соловьев и делал это
просто идеально: четко, ясно, с нормальной
скоростью, торжественно - именно
так, как надо (ИМХО). Ласточек было много, бегали
они хорошо. (Особенно
хорошо одна ласточка бегала от нашей команды в
один из вопросов второго дня.
Аня держала руку с ответом уже при слове "Время!",
но ласточка ушла куда-то
вдаль. При счете "5" она и не думала
поворачиваться к нам, а, наоборот,
удалялась. Возникла реальная опасность, что до
счета "0" наш ответ просто не
заметят. Пришлось взять у Ани бумажку, чтобы
попытаться догнать ласточку и
вручить ей ответ лично. Ласточка - по прежнему
спиной к нам! - тут же
совершает резкий спурт и убегает, прячась за
другую команду... Все-таки как
раз к счету "0" ее удалось поймать и вручить
ответ. Выражение лица у нее при
этом было, кажется, довольно испуганным. Очевидно,
она решила, что появилась
новая разновидность маньяков, которые бегают за
девушками и вручают им
бумажки).
Пакет (это целиком, а не отдельно о первом и
втором дне) лично мне
понравился, и сильно. За исключением некоторых
вопросов - в сумме, наверное,
около пяти-семи - вызывавших встречные вопросы
"Как это брать? / Ну и что?"
("Где моя любимая?", "Монти Пайтон") или
"Как на таком турнире можно
задавать вопрос с таким ответом?" ("Иммунитет",
"Английский для Громыко" и
пара других). В остальном же - вопросы достаточно
высокого уровня, изящные
формулировки, отбираемые хорошим капитаном
версии.
Об игре же в нашей команде - у меня просто слов нет.
Я не о результате, а о
процессе. Ощущение постоянного поля высокого
напряжения, из которого как бы
сами рождаются искорки ответов. Спасибо, ребята!
Вечером должна была случиться "Тройка", но,
так как не успели доиграть
"Эрудит-квартет", "Тройку" перенесли на
воскресенье. По такому случаю мы
сначала поиграли в "Тройку" своей командой (с
присоединившимся Андреем
Ленским), а потом посидели теплой компанией в
номере у ксепов и попели
песни.
Памятник, зачем тебе такие большие зубы?
(Не дает ответа...)
На следующее утро "те, в ком еще квартировала
совесть" ;-) отправились на
пиар-акцию "Всемирный день интеллекта в
Донецке" к местной копии Царь-пушки.
Так вот откуда была эта страшная морда с зубами
на бэйджиках с
надписью."Новый образ Донбасса", которые
раздавали всем участникам!..
Примерно полчаса знатоки развлекались, надувая
воздушные шарики, проникая в
самые интересные места пушки и запечатлевая все
это на пленку. Потом по
одному капитану команды от каждой страны-участницы
завернули в национальные
флаги, а всех остальных "построили",
насколько это было возможно, по
сторонам ковровой дорожки. Под музыку угадайте
какого немецкого композитора
прямо из пушки (странно, как знатоки его не
обнаружили) выскочил К. И. Ф.
фон Мюнхгаузен, несколько робевший, как мне
показалось, в столь
интеллектуальном обществе. Построившиеся
капитаны не ответили на свечку про
книгу, на корешке которой было написано "учиться
целоваться", после чего им
пришлось на ответе (энциклопедии) принести
довольно обязывающую клятву:
всего не помню, но было "думать головой и
только головой" (скажут тоже!),
"использовать свой интеллект только в мирных
целях" и т.п. После чего
капитаны и все желающие вкусили пирожки с
горошком мозговых сортов
(оказавшимися при ближайшем рассмотрении
пирожками с картошкой), тем, кто
успел, раздали сертификаты интеллектуалов (кто
не успел, а не успел Фаик
Гусейнов, купил оставшийся сертификат с аукциона)
и началось
торжественное шеВствие (я тут ни причем, так и
сказали!) по улицам Донецка
под звуки военного оркестра. Запомнилась немного
безумная сценка, да
простится мне: на одном из перекрестков старушка
стояла с протянутой рукой и
двигала ей в такт оркестру, как бы дирижируя...
Шествие дошло до центральной
библиотеки, после чего самые умные остались на
заклание журналистам, а
остальные разбрелись гулять.
И, обнажая швы и пробелы,
как субмарина из глубины,
вдруг выплывает тема победы
и вытесняет тему вины.
Затем был обед и оставшиеся туры ЧГК. Вел
приехавший только поздно вечером
первого дня Владимир Макаров. Вел также хорошо,
хотя ведение сильно
отличалось от соловьевского. Несколько смазало
впечатление то, что в одном
из вопросов там, где по тексту вопроса были
отточия (не пропущенное слово, а
просто выпущенный для краткости кусок цитаты),
ведущий говорил "пропуск".
Это запутывало, а вопрос был и без того не то
чтобы очень...
После первого дня мы лидировали с отрывом в два
очка. До шестого тура нам
удалось еще увеличить разрыв до 4 очков. Потом,
уже вернувшись домой, я
прочитал почту, в частности, письмо Кости Кнопа
после пятого тура о том, что
"интриги не получилось, команда Губанова
лидирует с отрывом в 4 очка". Чуть
не сглазил нас Костя. В последнем туре мы взяли,
кажется, меньше всех
вопросов - 6 - при лучшем результате 11. И если бы
этот лучший результат
показал "КСеП", фиг бы мы стали чемпионами.
Но, видимо, выдохлись не только
мы, и преимущество удалось, как ни старались, не
растерять. Немножко не
верилось, что мы сделали _это_...
Затем, после ужина, должна была состояться
церемония торжественного
закрытия, в рамках которой игрался турнир по "Брэйн-рингу".
Вот тут,
наверное, будет единственная большая ложка дегтя.
Что нужно для брэйна?
Кнопки, ведущий и вопросы.
Кнопки. Лампочек на столах нет, лампочек на столе
ведущего, видных залу
и/или команде, нет тоже. Кто первым нажал, у кого
фальстарт - указывает
ассистент ведущего. Да, я понимаю, что брэйн здесь
не занимает такого места,
как на среднестатистическом поволжском
фестивале. Но это же торжественное
закрытие! Неужели во всей Украине нет нормальных
кнопок, красивых лампочек,
плафонов или неужели их отказались бы привезти?
Такие кнопки годятся для
тренировки, для неофициального турнира, для
междусобойчика, для отборочного
турнира... но не для зрелищного мероприятия,
каковым предполагалось
закрытие. Гвоздик номер один.
Мало этого. После "Эрудит-квартета" я уже
знаю, что люфта у этих кнопок нет.
Ну нет, и ладно. Но когда (при счете 2:2 с "Юмой")
кнопка срабатывает
сама...
Я не ловил люфт и едва касался пальцем кнопки - и
за мгновение до этого
подумал про себя: может, и вовсе приподнять палец
над кнопкой от греха
подальше? "Фальстарт", - говорит ведущий. "Ладушки",
- думаю я: у соперников
фальстарт, а вопрос - свечка, сейчас мы его
возьмем. "У первого стола", -
продолжает ведущий. У нас то есть. Опс. Я не стал
поднимать шум, так как
буквально за неделю до Донецка имел
неосторожность публично заявить после
одного из внутренних самарских турниров, что
позволил бы себе в такой
ситуации возмутиться, только если бы моя рука
вообще не лежала на кнопке...
Но было очень обидно. Гвоздик номер два.
Вел брэйн Владимир Макаров. На мой взгляд, вел
крайне некорректно по
отношению к командам. Если его шуточки при
ведении ЧГК воспринимались
нормально (потому что были к месту и, вероятно,
потому что были
безадресными - ну дала команда неправильный и
смешной ответ, ее же не
третируют персонально) и создавали некий антураж,
то в брэйне издевательство
над командами, причем с презрением профессора,
экзаменующего плохого
студента -это ИМХО очень дурной тон. Да и фразы
"Отвечает первый стол!"...
бр-р. Торжественно, дальше некуда. Даже если потом
называют и команду.
Почему не называть команды СРАЗУ? Они не
заслужили этого своей игрой?
Видимо, нет. Гвоздик номер три.
Вопросы были, в общем-то, ничего, хотя попадались
и свечки. Но первые три
гвоздика уже отбили охоту получать удовольствие
от вопросов.
Глядишь, и впрямь - смог, создал,
восхитил, снискал,
раскланялся. И что же после? Публика ушла.
Грааль исчез. И снова пустота, потемки,
снова никому не важен, хоть и Пикассо...
Посередине брэйн прерывается сначала на
презентацию телеигры "Брэйн-нокаут",
а потом, как раз после того как мы вылетели, на
торжественное награждение...
Вели церемонию Леонид Климович и Владимир
Макаров. И все бы хорошо, да очень
уж скомканно. Причем действительно красивое
награждение в номинации "Легенды
ЧГК" контрастировало с поспешным вручением
дипломов за 23-2 места игравшим в
турнире командам. Это не ложка дегтя и не гвоздик,
в конце концов
награждение - не главное. Но такому турниру такое
закрытие... гм...
чуть-чуть не идет. Как человеку в безупречном
фраке, брюках и бабочке от
Версаче, не очень идут кеды... (Если кто-то
случайно неправильно меня понял:
я говорю не о призах - об общей атмосфере).
Брэйн завершился победой "КСеП"а (поздравляю!),
и знатоки стали с большой
скоростью покидать Чикаго. Сашу Либера и Олю
Березкину организаторы
собирались отвезти в Иловайск и там посадить на
поезд в Питер. Примерно в
одиннадцать мы проводили их и пошли в гостиницу.
Я чувствовал себя выжатым,
как никогда после фестиваля. Команда, кажется,
была не в лучшей форме. По
крайней мере, погулять нас хватило на один
квартал...
Все же мне нравилось праздным взором
пришлые тени ловить кругом.
Нравилось именно чужеземцем
в этом быть городе, не в другом.
Я бы сравнил его, о котором
столькими столько говорено,
с чьим-то большим одиноким сердцем.
Я не забыл, как билось оно.
На следующее утро (по расписанию - аж в 9 утра!) -
началась "Своя игра". На
самом-то деле началась она только около 10. От
нашей команды играли только
Юра Выменец и я, и, к сожалению, особенных успехов
не добились. Зато удалось
немного погулять по солнечному утреннему
Донецку. Очень зеленый город, с
красивым центром, летом как-то располагающий к
сиесте, а не к шахтерскому
труду. Фонтаны, парки... (к тому же с земли, в
отличие от 11-го этажа
гостиницы, не видно холмов из породы, окружающих
город, подобно зловещим
меняющим цвет башням). Это чуть скрасило грусть и
притупило мысль (все равно
мерцавшую где-то на фоне) о том, что заканчивается
хороший фестиваль. Но он
действительно кончался. В два часа знатоков,
уезжавших в Москву и через
Москву, погрузили в маршрутки и повезли на вокзал.
Вот и все. Как и все
хорошее, его было слишком мало.
Спасибо Юрию Хайчину, Елене Хайчиной, Ирине
Величко и всем-всем-всем
остальным организаторам - в том числе и тем, чьи
имена остались неизвестными
народным массам. Спасибо всем, кто доставал
билеты, встречали поезда, возил
на автобусе... в общем делал все, чтобы приехавшие
не замечали своих проблем
(а на самом деле просто принимал эти проблемы на
себя)! Спасибо всем членам
Оргкомитета за турнир. Может быть, не все было
совсем гладко, но я надеюсь,
что в следующий раз проколов будет меньше, а удач
еще больше. Спасибо моей
команде - за приглашение, за игру и просто за
общение с такими хорошими
людьми, как вы! Спасибо всем, с кем мне повезло
общаться в эти выходные.
Надеюсь, не последний раз.
С уважением,
Дмитрий Борок.
Дополнение
Как и многие знатоки, я поставил турниру оценки
в "баллах Бахарева"
(http://bo.samara.ru/cgi-bin/bakharev.pl?action=show&fest=20020524Doneck)
Чуть ниже личные оценки прокомментированы.
1. Качество вопросов ЧГК.
Оценка 8. См. выше. Действительно ляпы были. Но, на
мой взгляд, они не
затмили в целом качество пакета.
2. Качество вопросов Брейна.
Оценка 5. Вероятно, оценка была бы выше (6-7), но
ставилась "по горячим
следам" и ощущение от вопросов было смазано
ощущением от кнопок. Об этом я
тоже сказал выше.
3. Качество вопросов "Своей игры";
Оценка 9. Если бы не несколько ляпов (больше всего
запомнился Каменский -
однофамилец Яна Амоса Коменского), было бы 10.
4. Качество проведения туров ЧГК (качество работы
и дикции ведущих,
ласточки).
Оценка 9. Запомнился невнятно прочитанный вопрос
с "пропусками" вместо
отточий. Если бы не это, было бы 10. Ласточки не
виноваты.
5. Качество проведения Брейн-ринга (качество
работы и дикции ведущих);
Оценка 5. Я уже все сказал выше.
6. Качество проведения "Своей игры" (качество
работы и дикции ведущих,
ошибки в подсчетах).
Оценка 9. 1 балл снят за то, что в первой тройке
нашей группы играли 2
человека (не пришел игрок), а вот в последней, где
играл и я - 4 (игрок
проходил в "свояк" по регламенту, но отчего-то
не был вовремя вписан в 81).
7. Оценка работы судейской комиссии (разумность
зачета ответов, ошибки,
подозрение в подыгрывании командам);
Оценка 7. На это очень повлияло письмо КК с
информацией о критериях
правильности ответов. Нам-то, кажется, засчитали
все то и только то, что
следовало.
8. Оценка работы апелляционной комиссии (представительность
АЖ, разумность
залоговой стоимости, разумность зачета
апелляций, ошибки, подозрение в
подыгрывании командам, нарушения апелляционной
части регламента).
Оценка 8. Теперь мне кажется, что оценка должна
была быть ниже, исходя из
информации о некоторых решениях АЖ...
9. Организация приезда/отъезда (встреча, вселение
- выселение и прочее).
Оценка 10. Все, что можно было представить себе в
пределах разумного - было.
Организаторы просто в лепешку разбились.
10. Организация плановых мероприятий (разумность
регламента и соответствие
ему реальной жизни, своевременность
информирования о изменениях в программе,
оперативность в подсчете результатов игр и
оповещении);
Оценка 9. Снижено с 10 за закрытие.
11. Организация внеплановых мероприятий (их
количество и качество
проведения, задержки);
Оценка 7. Не знаю, почему я поставил такую оценку.
Из существенных
недостатков - только задержки, из-за которых
мероприятия не успевали
закончить вовремя и переносили. Сейчас бы
поставил 9.
12. Качество проживания;
Оценка 10. Все знатоки живут в одном месте, для
участников это бесплатно и
место, в общем, вполне приличное. Чего еще нужно?
13. Техническое обеспечение (зал, свет, микрофоны,
столы, стулья, кнопка,
полиграфия, оргтехника);
Оценка 10. Поставил и не углядел, что сюда входит
кнопка. Ну что ж, пусть
будет. Все, кроме кнопки, было на высшем уровне.
14. Уровень игры противников (крутизна приехавших
команд);
Оценка 10. В "новейшее время" ЧГК такой состав
участников собирался до сих
пор, кажется, только в Донецке. Может быть, Баку
побьет этот рекорд. Но
тогда ему придется ставить 11.
15. Шкала "Эмоциональная оценка фестиваля",
ощущения от прошедших дней
Оценка 99. Без комментариев. Моя оценка, хочу и
ставлю.
-----------------------------------
Все эпиграфы к этому тексту взяты из
стихотворений Михаила Щербакова.