МААСТРИХТ-АМСТЕРДАМ-УТРЕХТ (Часть третья)

На следующий день нас ожидал Маастрихт. Я опять повидала Маас - никуда мне от него не деться, видать, что-то связывает меня с этой речкой, версии насчёт Герасима просьба не предлагать. Получилось очень здорово - редко когда можно прогуляться пешком по середине реки: там от моста к мосту тянется бетонный уступчик, куда швартуются катера. Потом вышли в город, прошли к собору святого Яна и залезли на колокольню - 80 метров по крутой винтовой, очень узкой лестнице. Как вы думаете, что можно увидеть, взобравшись на восьмидесятиметровую колокольню в городе Маастрихте? Правильно, на ограждении красовалось вот то самое слово из трёх букв -  здесь были наши, есть надписи на русском языке...

Маастрихт и в принципе красив, с высоты птичьего полёта он красив ничуть не менее. Полюбовались, спустились несколько ниже. Там оказалась небольшая круглая комнатка с изумительными акварелями - мастерство голландской живописи явно не умерло, они из вида занюханной подворотни способны создать шедевр. На каменных стенах комнаты тоже было нацарапано много всякого, правда, попристойнее - мы начали читать надписи, а потом присмотрелись к датам, и с удивлением обнаружили "граффити" начала девятнадцатого века... Кроме того, там же была большая книга отзывов, в которой Юра с гордостью показал надпись на орочьем языке, сделанную им двумя месяцами ранее... :)

Далее мы вышли к церковке 10-го века с пристройками 12-го и 14-го века (маленькая и удивительно уютная). По дороге прошлись через зоопарк - кажется, Паниковский схлопотал бы невроз. Четвероногая фауна там тоже фигурировала, но в основном это был гигантский птичий двор. После пошли к месту убийства д'Артаньяна. Ещё за некоторое время до увидели улицу д'Артаньяна, потом - памятник, памятный знак: "Родился в Гаскони... Погиб в Маастрихте..."

Потом направились к правительству, где было заключено известное Маастрихтское соглашение, приведшее позже, ура-ура, к Шенгену. Правительство находится в весьма конструктивистском здании, гармонирующим с   находящимся рядом музеем: правительство выглядит как головоломка "змейка" в несколько сложенном состоянии, музей же изображает тупоконечный  привет Фаберже. В сам музей зайти мы не успели - был уже вечер - а вот в правительство зашли, там это можно совершенно свободно, и посмотрели на первом этаже выставку карикатур и плакатов. Кое-что там весьма запоминается - скажем, две вещи, посвящённые 11 сентября. Дурное дело - словами описывать картины, но, тем не менее попробую. На первой картине - небоскрёбы, сложившиеся как рука, выглядывающая из земли, далее ещё руки - в общем, более всего это напоминало пикассовскую "Гернику". По сути и есть - Герника двадцать первого века... Вторая картина изображала из себя статую Свободы, держащую в руке, как и положено, факел, сидящую в позе роденовского мыслителя, вот только рукой в скорби закрывшую лицо. А пламя от факела находилось в дыму полосы самолёта...

Также запомнились две картинки, касавшиеся темы коровьего бешенства. Причём работали они на контрасте. Одна - совершенно белая и пушистая: лежит коровка лапками-вымечком-мордочкой кверху на постаменте памятника, а около неё скорбит джентльмен с тарелкой, ножом и вилкой. Вторая - махрово-чернушная (Толик Вассерман, тебе бы это понравилось!): в кольце огня, создаваемом горящими коровами, сидит обнажённая парочка на подстилке и что-то ест - пикник у ребят. Со второго взгляда понятно, что именно ест: у женщины отрезана грудь, у мужчины нога, у каждого срезан кусочек бедра... :))))))

И ещё - очень лаконично - по поводу ситуации на Балканах: двое людей крепко обнимают друг друга - и каждый приставил к виску другого пистолет.

Всласть насмотревшись на шедевры современного искусства, мы вернулись в Аахен и на следующее раннее утро (в 7 утра пришлось подняться! Кто знает меня, поймут) направились в Амстердам. Началась поездка, правда, не очень удачно, потому что на одном из переходов (чтобы ехать экономно, надо ехать с пересадками) Юрка ухитрился шмякнуться, разодрав одну ногу и подвернув вторую. Но героически решил продолжать странствие.

По приезде Юра ознакомил меня с таким изыском общепита, как фалафель... Уж не знаю, какая она в Израиле, но в Амстердаме фалафельная - это возможность поесть сытно, дёшево, много - и удивительно невкусно. После чего мы попробовали найти, чего выпить - то бишь, в терминологии Ааза, "чем умыться". Не получилось. :) В отличие от благопристойного - и куда более удобного в этом смысле! - Кракова, найти в Амстердаме кофе оказалось задачей - предлагали исключительно пиво и марихуану. Навязчивый сервис...

Далее мы решили озаботиться поисками пристанища на ночь. Должна сказать, что за то время, пока меня не было в благословенных пределах Шенгена, хуже стало не только германское посольство - это было бы ещё полбеды. Намного хуже стала ситуация с ценами. Ещё когда я была в Москве, умный Шойхет меня предупреждал: "Таня, всё стало существенно дороже". Но он не сообщил, насколько дороже... Или, точнее, во сколько, ибо в ряде случаев разница составляет уже несколько раз. Понятно, что при этом гостиница нам была не по карману, а вариант с эсперантистом, который было наклюнулся, к сожалению, не состоялся. После некоторых поисков мы нашли свободную хербергу (словечко привязалось ко мне с лёгкой руки Юры, вообще-то в негерманоязычном мире это называется хостел).

Надо сказать, что такое херберга-хостел в данном случае (в Хоббахе тоже была херберга, но разрядом явно выше. Вернее, совсем строго говоря, это называлось шульландхайм - пионерлагерь, а не гостиница - но разница на первый взгляд как будто не видна, на второй как будто тоже не видна, и на третий тоже...).
Представьте себе нечто среднее между ночлежкой (в смысле двухэтажных кроватей), студенческим общежитием (в смысле уровня комфорта) и средней руки кафе (в смысле атмосферы). Будет херберга. На самом деле приятно. Вот, самое дешёвое, что можно было найти, стоило 20 евро за ночь. Можете представить общий уровень цен.

Далее нас порадовал речной трамвайчик, к которому мы направились после решения вопроса с лежбищем на ночь. За смешные по местным понятиям деньги - 6.5 тугриков - нас в течении часа возили по водным артериям-венам-капиллярам сего славного града.

Надо сказать, что после путешествия по амстердамским каналам отчётливо понимаешь, каким, по замыслу Петра, должен был стать - и, увы, не стал Питер. Питер знаете, да? Так вот, теперь покрасьте его (причём весь, а не только фасады на Невском!), понатыкайте всюду цветов, добавьте каналов с наглыми чайками и камышницами... Амстердам не получится, но сходства прибавится. Единой и неделимой крупной реки типа Невы тут нету - Амстель  весь расползся по каналам. :) Да ещё и море тут ближе, чем Балтика к Питеру  - кстати, с моря (не совсем моря, конечно, скорее бухты) открывается  замечательный вид на город. Там же - памятник вдовам моряков: женщина, вглядывающаяся вдаль (почему-то в экскурсии об этом не упомянули, но сработала память знатока, хранящая сборную солянку фактов).

Поплавав, перешли к пешим прогулкам. По опыту амстердамских приключений могу сказать, что не всем картам можно верить - регулярно те объекты, что были помечены на, нами не находились, даром что на пиво денег мы не тратили :) . То ли это мы с Юрой проявили повышенную толковость, то ли tempora mutantur со страшной силой... Так что если по поводу некоторых объектов в других городах на вопрос "были ли?" отвечаю, что не успели или денег не было, тут появляется третий ответ - "не нашли"!

Начался Амстердам с поразительно весёлого марша протеста. Протестовали, кажется, против американской агрессии - впрочем, это было совершенно неважно, потому что, по сути своей, данный марш представлял собой классический средневековый карнавал. Юра, глядя на сие действо, процитировал: "Из пятнадцати революций, прошедших в нашей стране за прошлый год, лучше всего запомнились пятая и одиннадцатая, сопровождавшиеся шествиями и народными гуляниями". Мой комментарий был короче: "Эгладор на прогулке". (Для не-ролевиков: Эгладор - место в Нескучном саду, где собирается ролевой народ помахать деревянными мечами, подефилировать в плащах-кольчужках и попеть песенок про тяжкую долю эльфов
и сауронов).

Ну представьте себе толпу размалёванно-одето-прикинутых (даже единого слова-то не подберёшь!) - от народа в стиле ню и почему-то раскрашенных жёлтой краской, далее через народ, из одежды на котором был только штрих-код и марля с надписью "Это - то, что ты можешь купить на свои деньги от Кардена", до ребят с панковскими ирокезами полуметровой высоты и в заклёпках всюду, включая нос и пупок. Кроме того, наблюдалась весьма пухлая русалка с голубыми волосами и коричневым псевдохвостом. Всё это мило прыгало, танцевало под музыку, производимую ими же (ну да, не Шостакович - скорее африканский телеграф)... Было очень весело, в том числе полиции - которая, правда, при этом свои функции (например, регулирование движения, дабы не было заторов) выполняла исправно. В общем, иллюстрация к тому, как в Европе начинаются брожения левых - не удержали в рамках карнавал...

Можно спросить - а что вы видели в Амстердаме? Вопрос некорректен - уместнее спросить "мимо чего вы прошли"? Осознав, насколько малы запасы в защёчных мешках, мы горестно проползли мимо Королевского музея, музея Рембрандта, музея мадам Тюссо, еврейского музея (ну, это в основном Юрина скорбь, не моя! :) )...

Вечером мы с Юрой решили пойти в квартал красных фонарей. Юра даже сказал, что он знает, где это - и чем-то в этот момент напомнил мне Гарриса в лабиринте... Мы прочесали предположительный район несколько раз в разных направлениях, но практически единственные красные фонари, что встречались в изобилии - это Макдональдсы (что, конечно, тоже порнография, но не совсем та - Макдональдсы, кстати, тут откровенно паршивые!). Некоторое разнообразие вносили пиццерии и обменки. Всё это время к нам настойчиво подходили негры и мулаты, предлагая экстази. Наше нежелание покупать у них наркотики ребят, кажется, искренне изумляло...

(Маленькая вставка - когда я потом рассказала об этом человеку, куда более компетентному, чем я, они поинтересовался: "А знаешь, почему тебе всё время предлагали экстази?" Я удивилась - полагала, что это так там они ко всем  пристают. "Не совсем, - ответил друг. - Ты же не повесила себе на грудь бэджик, что это у тебя отслойка сетчатки"... Тут я совсем перестала что-либо понимать. Оказалось, что - далее просто пересказываю, за что купила, за то продаю - отслойка сетчатки и прочие мои офтальмологические проблемы дают слегка расфокусированный взгляд, как у человека, выходящего из-под экстази, и для намётанного глаза наркоторговца эта примета весьма внятна. Надо же - всю жизнь полагала, что у меня совершенно нормальный взгляд...)

В общем, в конце концов мы плюнули, решили считать, что в Амстердаме квартала красных фонарей нет, и повернули к херберге. Естественно, тут-то мы их и  увидели :))))))

Надо сказать, что девочки там делились на три категории: очень симпатичные, просто симпатичные и - "советские продавщицы". При взгляде на представительниц последней категории было понятно, что если она и откроет рот, то только для того, чтобы сказать: "Больше двух в одни руки не давать!", "Эй, вы там, в очках, скажите, чтобы за вами не занимали!" или "Вас много - я одна!". Меня изумляет, откуда в буржуазном Амстердаме такие дистиллированно чистые совковые типажи... Или потому сейчас в магазинах потише стало, что пошёл отток на запад?

Вообще же краснофонарный Амстердам несколько разочаровывает. Кажется, дальше великого множества фаллосов фантазия у народа не идёт. Хотя фонтанчик в виде фаллоса с вертящимися шариками-яйцами (типа того большого шара, что сам по себе в Питере) с подсветкой смотрится неплохо.

Наутро, после завтрака, к которому напрашивался эпиграф "подавали ему блюда, обычные в трактирах, как-то": "сухой корм", сыр и ветчина (о, как это разнообразие потом надоело в Хоббахе!), помахав ручкой мальчику из рецепшна, поразительно похожему на Серёжу Шихова, и сфотографировав значок на входе - в кругу перечёркнутый лист марихуаны (то бишь в этой херберге курить не разрешается), мы снова выползли в город.

Когда меня перед поездкой спрашивали: "А как же наводнения?", я отвечала, что вроде бы туда, куда я еду, никаких водных катаклизмов не отмечено. Но я даже не знала, насколько не: в одном из каналов мы увидели мерную ленту, где был зафиксирован рекорд подъёма воды (3.5 метра) и показывалось, что  сейчас вода держится на уровне 30 сантиметров. Мы с удовольствием отметили, что, пожалуй, до наводнения тут далеко.

Увидели мы это по дороге к музею Ван Гога. По дороге же прошли через цветочный базар, где Юра загорелся желанием увезти с собой кактус в половину своего роста. Я поинтересовалась, как именно он это чудовище будет провозить, Юра переадресовал тот же вопрос мне, когда я заинтересовалась упаковкой конопли: семена, земля и подробная инструкция по выращиванию. Впрочем, решила не ссориться с законодательством, это я ещё успею.

Вышли на музейную площадь, где я на некоторое время впала в детство и попрыгала на одной ножке по металлической плите, разделённой на девять пластинок, каждая со своим звуком. Забавный металлофон... :)))))

Собственно музей - трёхэтажное здание, заполненное Ван Гогом дай бог на двадцатую часть. Основную часть экспозиции составляют белые стены. Возможно, голландцы, делая так, о чём-то думали, но о чём - я так и не поняла.

Потом мы добрались до музея Анны Франк. Что удивило - хвост очереди перед домом, вызвавший ассоциации с первым московским Макдональдсом вскоре после открытия (у Юры это вызвало скорее ассоциацию с Мавзолеем. Вообще говоря, действительно символично - это единственный из виденных нами в Амстердаме музеев, перед которым была очередь). Впрочем, эта очередь двигалась достаточно быстро, мы прошли в музей. Удивились, что в экспозиции, где были собраны разные переводы дневника и книги о, нет книг на украинском и молдавском, которые заведомо выходили, зато нашли дневник Анны Франк на
эсперанто.

Вообще после посещения этого музея я поняла, что, рассказывая об истории с Анной, говорят на самом деле не совсем о том, на чём поставила бы акцент я. Лично мне показалось куда более значимым не то, как страшно было прятаться в течении двух лет, а то, что эти два года четверо людей - сотрудники Отто Франка, отца Анны - ежедневно, рискуя жизнью, снабжали   прятавшихся едой, книгами, наконец, просто работали в офисе, где была потайная дверь, ведущая к верхним четырём комнатам, и всё это время могли ждать облавы, которая могла стать бы последней и для них тоже...

Вышли из музея, с удивлением увидели в канале чомгу (не самая распространённая птица, надо сказать) и поняли, что Эгладор продолжается, когда попали на Беренстраат (Лучиэньстраат, увы, не нашли), а Юра нашёл магазин "Эгидиус". Чернушные же соображения насчёт пиццерии "Лазо" я оставляю на совести читателей данного отчёта... :))))) От института Толкиена мы, увы, были достаточно далеко и туда не поехали, но как-то уже настолько вошли в общетолкиеноподобную атмосферу, что после Беренстраат шли по берегу канала и хором пели: "Добрый вечер, к палантирам поудобнее садитесь"... :))))))))

По дороге из Амстердама в Аахен мы проехали через Утрехт. К сожалению, по соображениям расписания у нас был всего лишь час, за который, однако, мы успели увидеть колокольню, парочку симпатичных церквей, весьма внушительные ворота и местную статую Свободы. Натуральная статуя Свободы, только в уменьшенном варианте, и с мраморным пламенем факела. На постаменте надпись "1940-1945" - после таких цифр и слов не надо.

Вернулись мы на вокзал даже раньше, чем должны были бы - с учётом того, что вокзал в Утрехте несоразмерно городу огромен. Вернее, сам вокзал, наверное, даже соразмерен, но он утоплен и перемешан с большим торговым центром. То есть когда мы пробрались через торговые завалы к расписанию, выяснилось, что наш поезд должен был уйти две минут тому назад. Мы всё же вышли на платформу, надеясь, что поезд ещё не ушёл - и были правы, более того, он ещё не пришёл. Вообще поезда в Европе точностью не отличаются - этот тоже не отличился.

Hosted by uCoz