Одесса - 2003. Отчет Татьяны Луговской.
Кажется, отчётов об одесских
фестивалях мне писать ещё не доводилось - ну так
надо же когда-нибудь начинать. ;-) Благо фестиваль
выдался в общем удачным, хотя крайне тяжёлым и
достаточно неоднозначным.
Приехала я в Одессу за день до фестиваля. Не
пропадать же дню! Сходили с Ирой Морозовской на
концерт Фермо Рошеньо. Никогда не думала, что
фортепианный концерт в филармонии может
доставить столь много весёлых минут...
Начался он (с опозданием минут в 20) с того, что
Рошеньо вышел на сцену, поклонился публике, сел к
роялю, встал и ушёл за кулисы. Публика
зашевелилась и начала интересоваться, не скажут
ли нам после ещё минут сорока ожидания:
"Антракт"? Нет, не сказали. Зато тот
деревянный параллелипипед, на котором
предстояло сидеть маэстро, заменили на
ободранно-обгрызенный стул - такие стоят в очень
бедных средних школах где-нибудь поближе к
галёрке. Впрочем, видимо, это всяко было лучше,
чем первоначальная модель гроба в натуральную
величину...
Дальше. Играет товарисч всё-таки не Васю Пупкина,
а Шопена, которого народ плюс-минус знает.
Ведущая объявляет: "Мазурка". Рошеньо
играет. Зал в недоумении - это НЕ мазурка. Ведущая
выходит и объявляет: "Фантазия-экспромт".
Зал понимает, что предыдущая пьеса и была
фантазией-экспромтом. "А вот это - ноктюрн!".
Да, действительно, когда Рошеньо заканчивает
играть, ведущая объявляет ноктюрн. Концерт
плавно перетекает в "Угадай мелодию"...
Но по всем законам жанра должна быть кульминация.
И родная филармония не подвела! Милая
девочка-ведущая (мы уже ждали её выхода с
нетерпением всякий раз - "и каждый раз
что-нибудь новенькое") торжественно поставила
жирный восклицательный знак: "Вальс ми-минор,
сочинение посмертное!". Зал в ауте;
прикидываем, каких же вершин достигла техника
спиритических сеансов...
Вечером перед фестивалем сижу в гостях у Костика
Иванова. Хорошо, песенки поём, треплемся... В
какой-то момент я понимаю, что меня начинает
серьёзно бить озноб. Говорю Косте, тот разводит
руками, потому как времени уже за полночь, а дома
ничего из лекарств нет, кроме коньяка. Что,
впрочем, тоже хорошо, но не помогает. Ладно,
сворачиваю вечерний концерт, пытаюсь заснуть,
забравшись под все имеющиеся в доме
одеяла\куртки. Не помогает.
Как-то доживаю до утра (под плохое настроение я
составлю избранный список персон, которым желаю
такие ночи!), утром появляется градусник,
показывающий 38.5 по Цельсию, и это явно сильное
понижение по сравнению с. Перемать! Примерно час
убеждаю себя, что я приехала играть, а не валяться
вязаным ковриком. Помогает! :) Сознание
определяет бытие!
Выбираюсь к Морозовским, где знакомлюсь с Яном
Шапиро - нашим шестым игроком на этот фестиваль
(состав: Вассерман, Гольдин, Луговская,
Морозовская, Шапиро, капитан Канищева - и всё это
"команда Мороховского, капитан
Морозовский") - и понимаю, что я единственная из
всей команды, кто будет в форме. Не в смысле
игровой, а в смысле при галстуке :) Ну и ладно!
Выбираемся на открытие. Честно говоря, не
блестяще. То, что команда КВН шутила отчаянно
несмешно (мы с Женечкой только тоскливо друг на
друга смотрели и ждали, когда всё это кончится) -
ладно. В конце концов, кто-то в зале смеялся. Но
очень вялотекуще.
Гораздо более грустным было другое. 20-летие
одесского клуба "Эрудит".
Президент клуба Черненко раздаёт памятные
медали (предварительно сказав, что-де их мало, они
ценны, etc.). Выяснилось, что за 20 лет жизни клуба
"Эрудит" достойны медалей оказались
четверо:
1) Борис Бурда (никаких сомнений)
2) Вадим Мороховский (да)
3) текущий спонсор фестиваля Сергей Гриневецкий
(гм, ну допустим)
4) "те, без кого нас бы не было - Международная
Ассоциация Клубов "Что?Где?Когда?"! Я прошу
подняться на сцену вице-президента МАК Максима
Поташёва". Поднимается Поташёв: "Я буду рад
передать медаль Наталье Ивановне Стеценко!".
Я не буду долго комментировать это. Моё отношение
к действующим лицам и исполнителям, в общем, и так
всем известно. Но врать-то зачем? Не без МАКа не
было бы одесского клуба, а как раз без клуба
"Эрудит", одного из соучредителей, и ещё без
нескольких клубов не было бы МАКа.
Ладно. Начинается первый тур. И вот тут... В общем,
с такой проблемой я за свою более чем 12-летнюю
игроцкую карьеру столкнулась впервые.
Дело в том, что последние два фестиваля - Великие
Луки и Гомель - я играла под капитанством
Бахарева. Что такое условный рефлекс, все знают,
да? Так вот, мало того, что сидим мы и "Ксепы"
рядом, так ещё и мы с Игорьком оказались друг
напротив друга. Звучит вопрос, у меня первая
реакция - смотреть на Бахарева (версии ж на центр
вбрасываются, с ориентацией на капитана), а у него
- реагировать на мой голос! :)))))) Связка, блин! Весь
первый тур мы пытались отстроиться от этой
дурной привычки. Правда, несколько раз ловили
себя на таком и к концу второго дня... :))))))))
Первый день - 3 тура - играем с переменным успехом.
К концу дня делим, кажется, 8-10 места. Но в брэйн
проходим. Выясняется, что хотим играть в брэйн
только мы с Толиком, поэтому добираем Ленского и
Олю Виноградову, на кнопке, как очевидно, Феликс.
Шестым предполагаем Сашу Либера, но он куда-то
оперативно девается :) Вроде бы соглашается Юра
Черушев, потом отказывается - "Гениус" тоже
собрался играть. Ладно, впятером так впятером.
Да, отдельное спасибо Наде Ленской, которая, хоть
и не играла (рановато как бы, кроме как в детских
командах), но помогала всячески - сбегать купить
воды или печенья, ещё чем-то помочь... Вот кого я с
удовольствием бы видела запасным в любой
команде, где буду играть!
Играем. Раскадровку по боям - это не ко мне, как
обычно, не хватает меня на то, чтобы запоминать
или записывать всё поэтапно. Хуже всего нам в
полуфинале - против "Ксепов" же. У них на
кнопке Илья Бер. Это больно! :) Это выжимание в
ноль, господа мои! Правда, бог не фраер и не всё
коту масленица - долго такой темп держать нельзя,
Илья начинает фальсовать. Фу-ух, выцарапались...
Перед финалом появляется Либер. Радостно
ухватываем. Появляемся на сцене уже вшестером.
Соперники - сборный состав "Приматов",
почему-то (на брэйне!) без Сидорова - сначала даже
не верят, что Саша до того ни за кого не играл.
Ведущие подтверждают. Рома Немучинский из зала:
"Не знаю, что это за команда, но запасным у них
Либер"...
Вассерман отвозит меня домой. Опять озноб, опять
температура, опять такая же ночь. "Ни фига! -
шиплю я себе под нос старый, но весьма
полюбившийся в последнее время анекдот. - Ворона -
птица мощная!"...
Назавтра - ещё 3 тура. В четвёртом понимаем, что
нам ошибочно засчитали очко. Хотя наш ответ
некоторым нравится больше (мне например - ну ведь
кузен Бенедикт на вопросе про жука куда изящней
Базарова!), понимаем, что-таки надо идти к жюри, и
говорить, что нефиг. Вздыхаем. Идём. Говорим. Не
фиг...
И вот тут как будто что-то переломилось. Нельзя
сказать, что игра нам в первый день не шла, но
как-то шатко-валко и с раскачкой. Как будто
чего-то не хватало - а вот тут пришло. И в 5-м туре -
13 из 15 вопросов наши. И в 6-м неплохо. И делёж уже 3-5
мест (с "Юмой" и Кузьминым), в одном очке
отрыва от "Ксепов", в трёх от "Гениуса".
Перестрелка - уже на закрытии. Как обычно - до
первой крови.
Первый вопрос - берут все. Мы лихорадочно думаем
всю минуту, секунде на 55-й я даю пас, Женечка
успевает докрутить и записать. Уф. Кажется, от
других команд этот вопрос таких титанических
усилий не потребовал.
Второй вопрос - берут все. Лёгкий.
Третий вопрос. Секунд на 15 зависаем, уперевшись в
явно неверную версию, потом Пашу осеняет. Щелчок
оглушительный, сдаём, расслабляемся. И после
окончания минуты с офигением понимаем, что мы -
единственная взявшая команда. Призовое место,
хоть и последнее...
Поскольку не предполагала болеть, билет взяла,
как обычно, через Киев.
Накачавшись по уши аспирином и прочей фигнёй
(потому что три ночи без сна - воля ваша, перебор!),
доползаю до поезда, и обнаруживаю, что в этом же
вагоне едут "Ксепы", Влад Дронов и Миша
Морозов, а в этом поезде, кроме того, Бер со
командой и "Приматы". Становится радостно.
Понимаю, что поспать-таки особо не удастся, ну так
хоть не зря. Отдельно меня радуют слухом...
Поймите правильно - слухов и сплетен о себе я
слышала немало. В своё время у меня была
впечатляющая коллекция слухов о том, кто,
оказывается, являлся моим любовником (особенно
радовало наличие там людей, о самом
существовании которых я до этого слуха не
подозревала - "газета сообщает, что лорд
Гладстон умер, тем, кто никогда не знал, что лорд
Гладстон жил").
Но давно так не приходилось веселиться!
Итак, слушайте, и не говорите, что не слышали!
Знаете, почему команда Мороховского 3 место
заняла? Потому что Черненко Луговской вопросы
слил!!!
Абзац. 5 минут совершенно гомерического хохота,
после которого выдавливаются версии:
1) Луговской он слил вопросы, очевидно, чтобы ни в
коем случае не выиграла команда Санникова
2) сделано это было потому, что забыл поздравить с
8-м марта
3) 3-е же место, а не 1-е, очевидно, для конспирации.
Спасибо известному автору, который всё равно
прочтёт это на листе знаток.
Правда-правда спасибо - давно я так не веселилась!
Просмеявшись, уходим к Беру играть - сначала в
"свояк", потом в "эрудит-квартет".
Бахарев делит команды:
- Так, в одну Костя, Миша и Илья, в другую Танда,
Толик и Рома, каждая команда берёт себе по
девочке...
У меня сильнейшее дежа вю:
- Игорёк, а я кто?
- А ты гранд, в грандах играешь - вот и не чирикай...
Играю. Не чирикаю. :))))))))))
Вагон мажорный, с бархатной обивкой, очень
теплый. То есть настолько тёплый, что даже в
тамбуре (куда мы перешли играть после того, как
часть беровских девочек нас недвусмысленно
погнала, мотивировав желанием спать, а отнюдь не
слушать осточертевшую знатоковщину) жарко до
духоты. Наконец, часа в 2 ночи, я понимаю, что Изя
всё, фестиваль-таки пора закончить, и отправляюсь
к себе.
Ребята, вы не представляете, какой кайф
наконец-то заснуть... Дорога - лечит. Совершенно в
этом убеждена.
Утром - Киев. Рома Немучинский, за что ему большое
спасибо, дотаскивает мой рюкзак в камеру
хранения, после чего ребята отправляются гулять
по Киеву, а я - отлавливать Лайка и показывать
новые стихи... :)))))))
Танда
PS А что там всё-таки с деньгами за поселение
получилось? Я-то по понятным причинам была в
стороне от этих проблем...