МНЕНИЕ АНАТОЛИЯ БЕЛИНА С КОММЕНТАРИЯМИ РУКОВОДИТЕЛЯ ВОПРОСНОЙ ГРУППЫ АЛЕКСЕЯ СМИРНОВА

Часть 1.

Всем привет!

Вот, на ЗНАТОКе уже появились первые радостные крики организаторов о том, какие, мол, классные были вопросы на "Белых ночах": в первый день не было ни одной апелляции.

 

Что ж, отсутствие апелляций может быть вызвано разными причинами, так что радоваться я бы особо не рекомендовал. ;-)

Да и во второй день апелляций было много, и сомнительных решений - тоже.

 

Переходя собственно к пакету, отмечу, что он граничил с откровенной халтурой. Свечки немереной толщины, элементарные кнопки - фактически из 48 вопросов игровых была едва ли половина. А уж среди них были и коломны, и откровенные подлянки, и прочие блюда того же меню.

Жаль, право слово. :(((

 

Меня поражает, Анатолий, вот что. Для Вас, как юриста, факт должен быть превыше всего. Тем не менее, Вы обращаетесь с ними весьма вольно. Некоторые же факты Вы просто искажаете. Видимо, это стиль жизни…

А теперь по порядку.

Во-первых, во второй день было три апелляции, при чем две их них на тот вопрос, который в итоге был снят. Три апелляции это много???

Во-вторых, сомнительное (с Вашей точки зрения) решение было всего одно – по многострадальному вопросу Сиволоба о дорожных знаках. Один это много???

В-третьих, Вы обвиняете нас в непрофессионализме. Пакет граничил по Вашему мнению с откровенной халтурой. Каждый имеет право на свое мнение. Но я насчитал в Ваших комментариях около двух десятков вопросов, которые Вам понравились. Или, по крайней мере, около которых Вы написали “ничего”. Если уж Анатолию Белкину понравилась почти половина вопросов, то может быть пакет и не так плох??? Впрочем, ругать-то всегда легче.

В-четвертых, свечек, по Вашему мнению, было три. Наверное, это тоже не много, если учесть, что отследить все вопросы невозможно. Однако я полностью согласен с тем, что надо стараться снизить их количество.

В-пятых, я насчитал одну “подлянку” и четыре “коломны”. Не будем спорить много это или нет. Хотелось бы отметить другое. Восприятие вопросов на фестивале отличается от восприятия их в виде файла. Отличия обусловлены наличием ведущего, который должен не просто прочитать вопросы, но и обыграть их. Так должно быть в идеале. В нашем случае все двенадцатые вопросы туров, а также вопросы про гроб и алкоголизм заняли свои места в подборке не случайно. И эти вопросы ведущий пытался обыграть. Я Вам советую слушать не только текст вопросов, но и те слова, которые говорит перед этим ведущий.

В-шестых, меня неприятно удивили своей некомпетентностью Ваши замечания по поводу источников. Если у Вас возникли сомнения, то Вы могли бы со мной связаться (тем более, что мой адрес у Вас есть) и решить возникшие недоразумения. Мало того, что Ваши замечания не корректны по существу, но Вы сами ставите себя в смешное положение.

В целом, мне кажется, что юрист должен быть корректен, объективен и справедлив. Ваши замечания на мой взгляд не объективны (см. выше), не корректны (см. ниже), ну а насчет справедливости мне судить трудно.

 

Ладно, к делу.

 

-----------------------------------------------------------------------

ВОПРОСЫ ФЕСТИВАЛЯ <БЕЛЫЕ НОЧИ - ИНЖЕКОН 2001>

 

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

> 0. Во время президентской гонки 2000 г. В.В. Путину был сделан

> рекламный ролик для Петербурга. В нем Путин сокрушается: <В Москве

> жить можно, только не хватает...>. Далее он называет питерскую еду.

> Какую?

> Ответ: Корюшку. Это был вопрос от покинувшего нас и переселившегося

в Москву Игоря Сиволоба. Бедный Игорь скучает там по питерской корюшке.

 

Выглядит совершенно элементарным. Практически кнопка.

 

Во-первых, на этот вопрос ответило меньше половины команд. Во-вторых, это не только вопрос с питерской спецификой, который должен быть на турнире, но и вопрос от многолетнего президента Клуба Коломна Игоря Сиволоба, который покинул нас и переехал в Москву. Именно в этом контексте и стоит его рассматривать.

> ПЕРВЫЙ ТУР

> 1. В 1536 г. была введена инквизиция в Португалии. Этому

> способствовал некий Иоанн Перец де Сааведра. Он искусно

> разыгрывал роль папского нунция, собирая деньги во имя папского

> престола. Писатель Барро, жившей в конце XIX в., называет его

> предшественником... Кого?

> Ответ: Хлестакова.

> Источник: Сакиа-муни (Будда); Конфуций; Савонаролла; Торквемада;

> Игнатий Лойла. - СПЬ., 1993. С. 283.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

Коломна полная. Версии с Калиостро и т п. щелкают ничуть не хуже.

Известность гоголевского персонажа для никому не ведомого португальского писателя - вещь в себе.

Источник, честно говоря, отливает левизной. Достаточно посмотреть, сколько ошибок сделано в заглавии. ;-))

 

Уважаемый господин Белкин, прежде чем наезжать на источник можно было бы связаться с автором вопроса, который мог бы пояснить некоторые детали. Ну, видимо это стиль такой: сначала охаить…

В данном случае источник – это репринтное переиздание дореволюционной книги. Естественно, что до революции была несколько иная транскрипция в написании имен. Барро – это не португальский писатель. С чего это Вы взяли? Версия с Калиостро нуждается в уточнении, поскольку нам все-таки известен больше как шарлотан, выдававший себя за колдуна и мага. Тогда как Хлестакова принимали как известно за Ревизора, то есть представителя власти.

 

> 2. В Японии существует общество бесполезных изобретений. Его

> члены выносят на обозрение прожекты осуществимые, но никому не

> нужные. Среди них, например, несгораемая сигара, или фонарик,

> который работает только от энергии солнечного света. Что находится

> внутри объекта, который один из членов этого общества решил сделать

> непромокаемым?

> Ответ: Заварка для чая.

> Источник: Детская энциклопедия, "Техника", "Аванта+", 1999, стр. 275

> Дмитрий Петров

 

Ну, это еще вполне себе ничего.

 

> 3. После возвращения Наполеона с острова Эльба маршал Бертье уехал

> к своему тестю в Бамберг, где впал в умопомешательство и вскоре

> покончил с собой. Назовите человека, с которым связано животное,

> погибшее при подобных обстоятельствах.

> Ответ: Буридан (не мог выбрать как буриданов осел).

> Источник: Энциклопедический словарь /Ред. Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон.

> Т. 6. - СПБ: Полрадис, 1997, с. 596.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

Очень неплохо. После этих двух вопросов мы, было, решили, что пакет-то, оказывается, совсем недурен... Но поторопились.

 

> 4. Уфологи дают свою интерпретацию названия этого объекта от звука

> двигателя быстро пролетающих НЛО. Они даже указывают на своем сайте

> как туда проехать: поездом до Тольятти, а далее на рейсовом автобусе.

> Что это за объект?

> Ответ: Жигули.

> Источник: Чернобровов А. Энциклопедия загадочных мест Земли. - М.,

> 2000. С. 146-149.

> Игорь Сиволоб

 

Не что это за объект, а что это за вопрос???

Неужели после слова "Тольятти" у кого-то еще есть сомнения?

Кнопка.

 

> 5. В сентябре 1941 г. летчица Зеленко вынуждена была принять бой

> с семью <мессерами>. В критический момент она пошла на таран. За

> этот подвиг астрономы назвали одну из малых планет в ее честь. У

> нас же название этой планеты вызывает ассоциацию с творением Матвея

> Исааковича. Как называется эта планета?

> Ответ: <Катюша> (Матвей Исаакович Блантер).

> Источник: П. О. Сухой - Минск, 1986. С. 6.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

История очень известна. Кроме того, вряд ли кто-то вспомнит еще хоть одну песню Блантера. Замечу, что Блантера в вопросе нет.

Так что граничит с кнопкой.

 

> 6. Недавно на Брайтон-бич появилась новая водка, которая пользуется

> у наших бывших соотечественников повышенным спросом. В её названии

> отражена ностальгия по жаргонным выражениям и упоминается одна из

> местных достопримечательностей. Воспроизведите название водки?

> Ответ: <Век свободы не видать>.

> Сергей Гаврилов

 

Шибко не понравилось. Вопрос в лоб, версию никак не проверишь.

До "свободы" мы дошли, а дальше как?

Слово "ностальгия" в тексте совсем не уместно. "Любовь к жаргонным выражениям" - это бы еще туда-сюда.

 

С замечанием по редактуре согласен.

 

> 7. До 1939 г. эта страна именовалась словом, которое в переводе с

> санскрита означает "темнокожий". Сами жители называют ее Мыангтай

> "Страна свободных". Тем самым они стремятся подчеркнуть, что никогда

> не знали колониального рабства. А с 1939 г. страну называют по

> имени ее крупнейшего народа. Как?

> Ответ: Таиланд ("страна тай").

> Источник: Страны и народы. Науч-попул. геогр.-этногр. изд. Зарубежная

> Азия. Южная Азия - М., 1982 - с. 99.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

Кнопка, Ватсон. На этот вопрос ответили меньше половины команд.

 

> 8. Он имел прямое отношение к морскому промыслу. Он был первым в

> своем роде. Его имя упоминается как в фалеристике, так и в геральдике.

> Он стал персонажем одной известной песни. Кто исполнял эту

> песню?

> Ответ: группа <Nautilus Pompilius> (апостол Андрей).

> Источник: <Весь Петербург - 96>, ЗАО Справочники Петербурга, стр. 21.

> Дмитрий Петров

 

С морским промыслом - не вполне ясно. Впрочем, мы сошлись на том, что это озеро именовалось также Галилейским морем. Есть натяжка, но в остальном - неплохой вопрос.

 

> 9. Во время опроса финской молодежи в 1986 году более половины

> финнов не смогли назвать ни одной национальности, живущей в СССР.

> 16% назвали эстонцев, 13% - русских. Примерно столько же финнов,

> очевидно знакомых с российской историей, назвали именно эту

> национальность. На самом же деле подавляющее большинство ее

> представителей живут в другом государстве. Что это за национальность?

> Ответ: Монголы.

> Источник: Материалы советско-финского семинара "Массовая коммуникация

> и общественное мнение". Т.2. М., 1988. - с. 55.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

Это понравилось. Вообще первый тур наиболее богат на неплохие вопросы.

 

> 10. Про этого человека один из его друзей сказал: <Остап Бендер с

> душой Д'Артаньяна, играющий Фигаро>. О ком сказаны эти слова?

> Ответ: Об Андрее Миронове.

> Сергей Гаврилов

 

А что, многие помнят других исполнителей одновременно и роли Фигаро, и роли Бендера?

Кнопка обыкновенная.

 

Согласен

 

> 11. В 1788 в честь взятия Очакова, а в 1790 году в честь взятия

> Измаила были отчеканены серебряные медалями. Однако военные походы

> А.В. Суворова в Италию и Швейцарию в 1799 году медалью отмечены

> не были. Причина этого оказалась достаточно прозаической. Назовите ее.

> Ответ: Нехватка серебра.

> Сергей Гаврилов

 

Указание на прозаичность причины делает взятие этого вопроса делом обыденным. Но это все же лучше, чем коломна.

 

> 12. Среди эпитетов этого бога такие как Шамантака (<Губитель

> покоя>), Мадана (<Опьяняющий>), Манматха (<Смущающий душу>).

> Изображался он обычно с луком из сахарного тростника с тетивой

> из пчел и пятью стрелами из цветов. Какому искусству

> покровительствовал этот бог?

> Ответ: Искусству любви (бог Кама).

> Источник: Иллюстрированная камасутра. Учебник любви. - СПб., 2000. С. 6.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

Неплохо, но показалось несложным.

 

> ВТОРОЙ ТУР

> 1. Радек, член исполкома Коминтерна, с сарказмом говорил, что

> именем и фамилией этого человека следовало бы называть не только

> парки, самолеты, улицы, колхозы, театры, но и всю советскую жизнь.

> Назовите город, когда-то именовавшийся в честь этого человека.

> Ответ: Нижний Новгород

> Горький; по мнению Радека, советская жизнь - <максимально горькая>

> Источник: П.С. Таранов, <Спорные истины>, т. II, Висагинас: Альфа,

> 2000, стр. 189

> Дмитрий Петров

 

Сколько ж можно делать вопросы из этого анекдота?

Кстати, жюри объявило правильным и ответ "Горький", что, конечно, неправильно: по смыслу надо назвать не тогдашнее, а теперешнее название города.

 

Жюри ответ “Горький” правильным не объявляло. Но, если подходить с формальной точки зрения, то такой ответ должен быть засчитан. (В тексте вопроса не сказано “современное название города”).

 

> 2. В Швеции этим словом назывались свободные крестьяне, имевшие

> земельный надел. Вам же, наверняка знаком человек с такой фамилией,

> прославившейся и в Лондоне и в Стамбуле, а не так давно и здесь

> в Петербурге. Назовите этого человека.

> Ответ: Джеймс Бонд (слово <бонд>).

> Источник: Егер О. Всемирная история. Т. 2. Средние века. М., 1999. С. 378.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

А чем, кстати, Бонд прославился в Петербурге и откуда неместным командам об этом знать? Здесь снимался очередной фильм из этого цикла.

Без знания этой подробности вопрос становится коломной. Ну, мы угадали, но радости особой это не вызвало.

 

> 3. Большинство деятелей искусства видели ее в облике молодой смеющейся

> женщины, с остроконечным колпаком на голове и погремушкой в руке. Она

> одета в платье, украшенное фестонами и увешанное бубенчиками. Кто

> обращался к ней с хвалебными речами?

> Ответ: Эразм Роттердамский (<Похвала глупости>).

> Источник: А. Моруа, <Три Дюма>, Судостроение, 1992, стр. 410.

> Дмитрий Петров

 

Эразм, господа, к ней НЕ обращался. В его книге глупость хвалит сама себя.

К сожалению, отсутствие под рукой источника помешало нам апеллировать этот вопрос на снятие. Тем более, что на апелляции даны 20 минут, а залог - 700 (!!!) рублей.

 

Типичная юридическая казуистика. Давайте разберемся. Эразм Роттердамский автор произведения под названием “Похвала глупости”. В ней содержатся похвальные речи. Они обращены к глупости. Их автор Эразм. Господин Белкин, вы с этим не согласны?

А величина залога обусловлена тем, что на некоторых турнирах апелляция становится удобным средством манипулирования результатами. Мы рассматривали вариант, чтобы убрать снятие вопросов вовсе. В этом случае все команды оказываются в равных условиях. Но в итоге было принято решение максимально затруднить жизнь любителям скандалов.

 

Ну, а во время игры отсечь альтернативную версию - ЧУМА - было нечем.

Кто же обращался к ней? Да Вальсингам в "Пире во время чумы".

Щелкает очень сильно.

 

Прошу прощения, но где Вы видели изображение чумы в облике молодой смеющейся женщины. Кроме того, на мой взгляд бубенчики, как символ глупости (вспомним Петрушку) делают вопрос достаточно несложным.

> 4. В августе 1792 г. войска антифранцузской коалиции, превосходившие

> силы французов, подошли к Парижу. От города союзников отделял только

> Аргоннский лес. Этот лес в дальнейшем получил высокопарное

> название по аналогии с древностью. Какое?

> Ответ: Фермопилы.

> Источник: Егер О. Всемирная история. Т 4. Новейшая история. М, 1999. С. 63.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

В общем, ничего. Отбираемо.

 

> 5. В Испании их называли инфанзон, в Германии - еделькнехт,

> что означает благородный слуга. Существовали они и в Англии,

> где составляли значительную часть дворянства. Артур Конан Дойл

> даже посвятил им один из своих рассказов о Шерлоке Холмсе.

> Через минуту назовите их так, как их называют в Англии.

> Ответ: Эсквайры (или сокращённо сквайры), вначале оруженосцы,

> а за тем дворянское сословие. Рассказ Конан Дойла называется

> <Рейгетские сквайры>.

> Сергей Гаврилов

 

Не раз уж говорилось, что правильно - только "сквайры".

Эсквайр - это, строго говоря, a squire, множественного числа не имеет. Мне трудно оценить правоту замечания – я не филолог. Замечу только, что и Словарь иностранных слов, и Энциклопедический словарь дают именно форму эсквайр. А это все-таки авторитетные источники…

Но не будем строго придираться: вопрос неплохой, хотя очень простой.

 

> 6. Во время этого события погибло около 22 тыс. человек.

> Узнав о нем папа Григорий XIII приказал петь торжественный

> гимн Te Deum (<Тебя Бога хвалим>) по случаю великой победы,

> одержанной церковью над ее врагами. Что это за событие?

> Ответ: Варфоломеевская ночь.

> Источник: Егер. О. Всемирная история. Т. 3. Новая история. М., 1999. С.191.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

И факт известен, и играно много раз. Следовало проверить по базе.

 

Спасибо. Будем иметь в виду.

 

> 7. В 1650-м году в Англии перед судом предстал странствующий

> проповедник Д. Фокс. На все вопросы о его взглядах на христианское

> вероучение он отвечал призывами <трепетать перед судом божьим>.

> Некоторых представителей современной молодежи в Англии того времени

> могли бы принять за последователей Фокса. Что же, на самом деле,

> является объектом их увлечений?

> Ответ: Компьютерная игра Quake (квакеры; англ. quake - <трястись,

> трепетать>)

> Источник: <Религии мира>, ч. II, Аванта+, 1996, стр. 338.

> Дмитрий Петров

 

Этот понравился весьма. Один из лучших вопросов пакета.

 

Спасибо. Видимо этот вопрос – хорошая халтура?!

 

> 8). Упоминания об этом дошли до нас из глубокой древности.

> Изготовляли это из керамики, дерева, металла. Служило это

> для удовлетворения одной из человеческих слабостей. Чтобы

> получить это сейчас, следует, как правило, воздерживаться

> от употребления этого для той цели, для которой это употребляли

> раньше. Что это?

> Ответ: Кубок.

> Источник: Ковалев В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции

> и обычаи - М.: Сов. Россия, 1990, С. 60.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

Несложно, но очень путано изложено. Следовало бы подшлифовать.

 

Согласен, что формулировка не идеальна. Но прежде чем критиковать предложите лучше. С удовольствием примем к сведению.

 

> 9. Этот род трав и полукустарников семейства сложноцветных

> в одной из азиатских стран необычайно популярен. Там существует

> даже орден, получивший название от этого растения. У нас же при

> его упоминании в памяти всплывают строки из известного романса.

> Как называется этот романс?

> Ответ: Отцвели хризантемы (в Японии есть орден Хризантемы).

> (Музыка Н.Харито, слова В. Шумского).

> Сергей Гаврилов

 

Ничего. Можно крутить, хоть и недолго. ;-))

 

> 10). Мысль о необходимости этого высказал летом 1870 года

> П.А. Валуев под впечатлением молниеносного разгрома Франции

> Пруссией. Вскоре его идеи в России были реализованы. В прошлом

> году из-за этого более 20 тысяч человек стали нарушителями

> закона. Что же предложил Валуев?

> Ответ: Введение всеобщей воинской повинности.

> Источник: Дневник Д.А. Милютина. Том первый. 1873 - 1875. -

> Москва, 1947, С. 39.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

Неплохо. Мы, правда, были уверены, что это сам Милютин и предложил, но источник здесь весьма уместен.

 

> 11. Масонские ложи стали интригующе известны не только благодаря

> строгой субординации и тайным обрядам, но и из-за своеобразия

> используемой символики. Вы наверняка видели один из масонских знаков,

> носящий название <адамова голова>. Назовите самую короткую из русских

> надписей, которая соседствует с этим знаком.

> Ответ: ЯД (<адамова голова> - череп и кости).

> Источник: Л.Н. Толстой, <Война и мир>, УчПедГиз, 1957, тт I,II, стр. 764

> Дмитрий Петров

 

И это тоже, в общем, весьма понравилось.

 

> 12. В.О. Ключевский как то заметил, что <раньше в этом видели живой

> источник счастья ради которого забывали физические наслаждения. Теперь

> же в этом видят прибор для физического наслаждения, ради которого

> пренебрегают счастьем>. О ком или о чем идет речь в этой цитате?

> Ответ: Женщина.

> Источник: Душенко К. В. Слабости сильного пола: Афоризмы. - М., 1999. С. 128.

> Автор Алексей Смирнов, СПб

 

А ведь у Ключевского-то не так! Раз уж ставите кавычки и отточий внутри нет, так извольте цитировать точно!

Не просто прибор, а "физиологический прибор", не "ради", а "для", есть и другие отличия. Проверено по ВАШЕМУ источнику.

 

Замечания по оформлению цитаты справедливы. Цитату следовало бы раскавычить. Понятно, что слово “физиологический” из вопроса надо было убрать.

Тем не менее, вопрос просто плох. Цитата, рождающая коломну.

Масса других версий, а вопрос задан в лоб и отсечь их нечем.

 

 

С уважением ко всем знатокам Алексей Смирнов.

Ко второй части

Hosted by uCoz